+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Понятие и признаки несостоятельности банкротства

Регулируют следующие нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ;

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

4. Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

5. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

5) иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельностипредприятия и его оздоровление.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.

10. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.

Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Участие в гражданских правоотношениях и ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.

Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 Гражданского кодекса, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса).

Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 Гражданского кодекса. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.

Однако, когда государство становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 Гражданского кодекса закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 Гражданского кодекса предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса). Также согласно ст. 306 Гражданского кодекса ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 Гражданского кодекса и определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • понятие и признаки банкротства, различать понятия «банкротство» и «несостоятельность», условия формирования права на обращения в суд с заявлением о признании лица банкротом;
  • • внесудебные и судебные процедуры банкротства;
  • • определять субъектный состав лиц, участвующий в отношениях, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства);
  • • различать цели и порядок проведения процедур банкротства; определять момент завершения соответствующей процедуры банкротства;
  • • нормативно-правовым материалом, регулирующим банкротство организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • • знаниями в отношений правомочий участников отношений банкротства, в том числе должника, арбитражного управляющего, кредиторов.

Понятие и признаки банкротства

При осуществлении предпринимательской деятельности в силу рискового характера данных отношений всегда присутствует опасность неисполнения обязательств из-за недостаточности имущества, в том числе денежных средств. Это приводит к нарушению надлежащего исполнения имеющихся обязательств. Для стабилизации предпринимательского оборота, в том числе для защиты прав кредиторов, введен такой правовой институт, как банкротство. Цель реализации правового механизма данного института состоит в обеспечении осуществления в установленном порядке прав кредиторов, в том числе посредством предоставления возможности восстановления платежеспособности должника.

В настоящее время банкротство регулируется в основном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Определенное ограничение предусмотрено также в отношении государственной корпорации или государственной компании, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. И существует обратная законодательная позиция в отношении фонда, который не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Что же касается физических лиц, то в настоящее время несостоятельными могут быть признаны граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Обратим внимание, что для обозначения одного и того же правового явления законодатель употребляет два понятия-синонима «банкротство» и «несостоятельность». Исходя из этого правового различия между указанными понятиями законодатель не проводит. Такой прием юридической техники не является чем-то новым или особенным. В качестве примера можно вспомнить Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В силу этого и мы в дальнейшем будем оперировать либо понятием «банкротство», либо «несостоятельность», подразумевая одно и то же правовое значение.

Понятие несостоятельности законодатель определяет путем указания на его существенные черты (условия). В качестве таких условий следует назвать следующие:

неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;

  • — неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;
  • — наличие решения арбитражного суда, констатирующего неплатежеспособного должника как несостоятельного, иными словами, признающего его банкротом.
Это интересно:  Банкротство ГК пик 2019

Для возможности применения к субъектам положений несостоятельности законодатель вводит признаки банкротства.

Признаки банкротства раскрываются через два свойства: 1) неоплатность и 2) неплатежеспособность.

Первое свойство является признаком банкротства для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя. Второе — признак банкротства юридического лица.

Неоплатность проявляется в превышении общей суммы кредиторской задолженности, в том числе по обязательным платежам над стоимостью имущества должника.

Неплатежеспособность означает неспособность должника свыше трех месяцев рассчитаться с кредиторами, в том числе внести обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

При определении наличия признаков банкротства следует исходить из того, что неспособность должника осуществить исполнение должна быть только в отношении денежного обязательства. Следовательно, речь идет только об исполнении в форме выплаты денежной суммы, но и о передаче товара, выполнении работ или оказании услуг (хотя данные действия также имеют стоимостную характеристику). Основание возникновения денежного обязательства может быть различным — как договор, так и внедо- говорные обстоятельства, например причинение вреда имуществу. Но в целом данные денежные обязательства носят гражданско- правовой характер.

Обязательные платежи имеют публично-правовой характер и направлены на выплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, включая платежи финансовых санкций (штрафы, пени и т.д.).

Что составляет конкретное денежное обязательство и обязательные платежи, а также их размер — данные характеристики определяются на день подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Это общее правило в отношении обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, имеет свои исключения по моменту определения указанных характеристик (состав и сумма обязательств):

  • — если требования заявлены после принятия арбитражным судом такого заявления, но до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, то во внимание принимается дата введения соответствующей процедуры;
  • — если требования заявлены после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, то обязательства в указанных характеристиках определяются на дату открытия конкурсного производства.

Если обязательства были сформированы в иностранной валюте, то следует определить их размер в рублях. Тогда для расчета берется официальный курс (курс ЦБ РФ) на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В случае введения такой процедура, как наблюдение, принимаются во внимание и учитываются также те денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых не наступил.

В качестве состава денежного обязательства учитываются:

  • — размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, и (или);
  • — сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, и (или);
  • — размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и (или);
  • — размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Не входят в состав исследуемых денежных обязательств:

  • — деликтные обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • — обязательства корпоративного характера перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из участия в юридическом лице;
  • — обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  • — обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Как мы указали ранее, в качестве условий формирования признаков банкротства не учитываются обязательства, требования по которым носят неденежный характер, например требования по передаче товара и т.д. Требования по таким обязательствам кредиторы вправе заявить к должнику в порядке искового производства.

По обязательным платежам состав включает в себя собственно размеры налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня.

Для формирования признаков банкротства в состав обязательных платежей не включаются:

  • — неустойка;
  • — проценты за просрочку платежа;
  • — убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

иные имущественные и (или) финансовые санкции.

Размер денежных обязательств и обязательных платежей, состав которых был определен выше, устанавливается судом.

Таким образом, для признания юридического лица банкротом достаточно установить факт его неплатежеспособности, т.е. факт того, что его денежное обязательство и (или) обязанность но уплате обязательных платежей не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Законодателем указаны особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров. К таковым отнесены договоры, заключенные на условиях генерального соглашения (единого договора), определяемом Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а также договоры, заключенные на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга. К финансовым договорам, а соответственно к правилам определения размера денежных обязательств, не относятся договорные отношения с застройщиком.

Денежное обязательство из данных договоров возникает при прекращении указанных соглашений на основании генерального соглашения, и (или) правил организованных торгов, и (или) правил клиринга. Данные акты являются также основанием и для определения размера указанных денежных обязательств.

Для соответствия признакам банкротства денежные обязательства по финансовым договорам также должны отвечать характеристикам, указанным законодателям. К числу таких характеристик, в частности, относятся требования:

  • — в отношении субъектного состава финансовых договоров (так, одной из сторон договора должны быть российская кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг или иной субъект, определенный законодателем);
  • — к условиям генерального соглашения (единый договор). В качестве существенного условия должен быть указан порядок прекращения обязательств в силу введения процедуры банкротства для одной из сторон договора и определения размера нетто- обязательства (денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением).

Как следует из приведенной характеристики денежных обязательств и обязательных платежей, для отнесения к признакам банкротства одним из ключевых моментов является момент их возникновения — до подачи заявления о признании должника банкротом. После указанного момента у возникающих денежных обязательств и обязательных платежей несколько иная правовая судьба, связанная со следующими правовыми последствиями:

  • — данные платежи законодатель именует текущими;
  • — требования кредиторов по этим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов;
  • — кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве;
  • — удовлетворение требований таких кредиторов в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Институт банкротства является комплексным институтом, сочетающим в себе нормы материального и процессуального права. Данное положение наглядно прослеживается на различиях в формировании признаков несостоятельности и права на обращения в арбитражный суд о признании должника банкротом. Для возникновения данного права наличия только признаков банкротства недостаточно. Дополнительно необходимо соответствие денежных обязательств и обязательных платежей фиксированной сумме на день предъявления соответствующего заявления в суд. Указанная сумма различается, исходя из личности должника:

  • — для юридического лица требования в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. руб.;
  • — для гражданина — не менее 10 тыс. руб.

При этом указанные суммы в некоторых случаях должны быть подтверждены судебными актами и (или) решениями налогового или таможенного органа.

Так, если заявителем выступает конкурсный кредитор или уполномоченный орган, то сумма по денежным обязательствам должна быть подтверждена вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Если требования по обязательным платежам заявляет уполномоченный орган, то необходимая сумма подтверждается решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит как перечень процедур, относимых к процедурам банкротства, так и определение лиц, участвующих в отношениях, возникающих в связи с банкротством соответствующего субъекта.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

неплатежеспособность банкротство несостоятельность

В соответствии с действующим законодательством понятие несостоятельности (банкротства) определяется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, то есть путем указания на его существенные черты.

Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, буквально, неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами.

Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, когда арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом о банкротстве.

При этом понятие «Должник», существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, принятого в гражданском праве.

Как известно, должником называется обязанная сторона в обязательстве, то есть в относительном правоотношении, опосредующем товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему материальных благ.

По Закону о банкротстве под должником подразумевается обязанная сторона лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору определенную денежную сумму.

В практике встречаются сложные случаи, когда, несмотря на использование в договоре денег, соответствующее обязательство не рассматривается в качестве денежного обязательства. Постановлением Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 13/14 от 8 октября 1998 г. «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» разъяснено, что если отношения сторон по договору не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга, то такие обязательства не считаются денежными. В частности, не являются денежными обязательства, в которых денежные знаки используются не в качестве средства погашения денежного долга (обязанности клиента сдавать наличные деньги в банк по договору на кассовое обслуживание, обязанности перевозчика, перевозящего денежные знаки, и т.д.), и обязательства, в которых валюта (деньги) исполняет роль товара (сделки по обмену валюты). Соответственно, не являются «кредиторами по денежным обязательствам»: банк — контрагент клиента по договору кассового обслуживания; отправитель — контрагент перевозчика по договору перевозки денежных знаков; стороны по договору обмена валюты. Закон о банкротстве в целом не регулирует отношения должника и его кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными.

«К кредиторам по неденежным обязательствам, а равно к наличию или отсутствию у должника задолженности по таким обязательствам, наличию или отсутствию у должника возможности по их удовлетворению Закон о банкротстве относится с последовательным безразличием». Ни инициировать конкурсный процесс, ни заявить свои требования в целях участия в деятельности собраний и комитетов кредиторов неденежный кредитор не может. Исходя из этого возникает мысль о незащищенности неденежных кредиторов в конкурсном процессе.

Однако, последние вправе выразить свои требования в денежной форме путем расчета убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. При этом, возникшее требование станет денежным и кредитор приобретет право инициировать конкурсный процесс.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ (постановление № 29 от 15 декабря 2004 года) такой же правовой режим распространяется и на суммы, присужденные кредитору в связи с изменением способа или порядка исполнения судебного акта или постановления иного органа (ст. 324 АПК РФ, ст. 434 ГПК РФ).

С другой же стороны, Закон о банкротстве, говоря о должнике, не ограничивается гражданско-правовым обязательством, имея в виду также обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды (публично — правовую обязанность соответствующего лица). В связи с этим в число должников в этом смысле может попасть и лицо, вовсе не являющееся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемое по публичному праву налогоплательщиком (недоимщиком), плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд и т.п.

И в первом, и во втором случае в качестве должников могут быть признаны лица (физические и юридические), находящиеся в состоянии просрочки в отношении соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей.

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г., который распространял свое действие только на коммерческие юридические лица (за исключением казенных предприятий), а из некоммерческих юридических лиц — на потребительские кооперативы, а также на благотворительные и иные фонды, в соответствии с Законом о банкротстве 2002 года банкротами могут быть признаны любые юридические лица за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Таким образом, риск банкротства распространен на общественные организации и объединения, торгово-промышленные палаты, творческие коллективы и ассоциации, которые в соответствии с гражданским законодательством могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой они созданы.

Как было отмечено, несостоятельными не могут быть признаны казенные предприятия, к которым в частности относятся, предприятия осуществляющие производство видов оборонной продукции и предприятия исправительно-трудовых учреждений.

Можно привести следующий пример правоприменительной практики: в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. № 7358/02 казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению суда, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Так, Президиум ВАС РФ, рассмотрев протест первого заместителя Генерального прокурора РФ на решение от 26 апреля 2001 года и определение от 20 сентября 2001 года Арбитражного суда Алтайского края установил, что ИМНС РФ по Заринскому району обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным Заринского кооперативного межрайонного оптово-розничного предприятия (предприятие).

Решением от 26 апреля 2001 года предприятие признано несостоятельным по упрощенной процедуре и открыто конкурсное производство.

Определением от 20 сентября 2001 года в отношении предприятия введена обычная процедура банкротства.

В протесте первого заместителя Генерального прокурора РФ предлагалось указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум посчитал, что протест подлежал удовлетворению по следующим основаниям.

Как следовало из материалов дела, постановлением от 14 мая 1998 года правления Алтайского крайпотребсоюза утвержден, а постановлением от 11 ноября 1999 года №352 главы администрации Заринского района Алтайского края зарегистрирован устав Заринского кооперативного межрайонного оптово-розничного предприятия. Согласно пунктам 1.1 и 5.1 устава учредителем предприятия являлся Алтайский краевой союз потребительских обществ, а основой его экономической деятельности — имущество (собственность), переданное ему собственником на праве оперативного управления.

Исходя из признаков несостоятельности, суд в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» признал предприятие несостоятельным (банкротом), открыв конкурсное производство.

Однако, согласно п. 5 ст. 186 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях, установленные п. 5 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В соответствии с названной нормой предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятиях), с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.

Поскольку предприятие не находилось в государственной или муниципальной собственности, являлось предприятием, созданным потребительским обществом, собственником его имущества является учредитель, правовое регулирование его деятельности должно было определяться нормами об унитарных (казенных) предприятиях.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не могло быть признано несостоятельным (банкротом) по решению суда, если не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В случае неплатежеспособности к казенным предприятиям согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ подлежало применению правило о субсидиарной ответственности собственника по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. При таких обстоятельствах кредиторы предъявляют свои требования к собственнику имущества предприятия.

Указанные нормы материального права не были применены Арбитражным судом Алтайского края. Не были исследованы и обстоятельства, препятствующие признанию предприятия банкротом.

Что касается граждан (физических лиц), то в настоящее время могут быть признаны банкротами лишь индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для определения признаков банкротства гражданина Закон о банкротстве использует принцип «неоплатности», суть которого состоит в том, что должник может быть признан банкротом лишь в том случае, если общая сумма кредиторской задолженности и задолженности по обязательным платежам превысит стоимость его имущества. В основу определения банкротства юридических лиц положен критерий «неплатежеспособности», существо которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, то есть является неплатежеспособным.

Это интересно:  Неправомерные действия при банкротстве

Неплатежеспособность может быть вызвана отсутствием или нехваткой наличных средств, которыми мог бы распорядиться должник на момент наступления срока платежа, но такие средства у должника появятся, когда он, будучи кредитором в других правоотношениях, получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник является неплатежеспособным, но при составлении баланса его имущества на этот момент обнаруживается превышение актива над пассивом.

Такое состояние имущества неплатежеспособного должника называют практической неплатежеспособностью, и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств оказывается достаточным применения норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.

Совсем иначе складывается положение, когда в имуществе должника имеет место превышение пассива над активом и должник при обычном ведении дела не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатежеспособности, которая по своему характеру абсолютна.

Данная презумпция строится на адекватном понимании современных требований гражданского оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, то есть добросовестно исполнять свои обязательства и публично-правовые обязанности.

Изложенные положения представляют собой общие правила определения признаков банкротства.

Отдельными нормативными актами и специальными нормами содержащихся в отдельных главах (9-11) Закона о банкротстве устанавливаются иные правила определения признаков несостоятельности. К числу таким нормативным актам можно отнести: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» и др.

Должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательства или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с того дня, когда они должны были быть исполнены.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тысяч рублей, а к должнику — гражданину — не менее чем 10 тысяч рублей.

Таким образом, можно говорить о двух внешних признаках банкротства должника, которые одновременно служат основаниями для возбуждения дела о банкротстве должника: во-первых, сумма его задолженности по гражданско-правовым обязательствам или по обязательным платежам должна составить не менее 100 тысяч рублей (для должника — гражданина — не менее 10 тысяч рублей); во-вторых, просрочка в уплате соответствующей задолженности должна превысить три месяца.

«Так, ООО «АЮ» (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОГУП «Ульяновскптицепром» (должник).

Определением от 17 ноября 2003 года, оставленным без изменения постановлением от 25 декабря 2003 года, Арбитражный суд Ульяновской области отказал во введении наблюдения в отношении должника, и заявление оставил без рассмотрения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просил судебные акты отменить, как не соответствующие нормам права, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.

Проверив законность обжалуемых судебных актов судебная коллегия отказала в удовлетворении кассационной жалобы по следующим основаниям:

Из материалов дела следовало, что основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) послужило наличие у должника непогашенной перед заявителем кредиторской задолженности по основному долгу более ста тысяч рублей, в том числе установленной решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-724/2002-Ш51.

Рассмотрев обоснованность требований заявителя в порядке, установленном ст. 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», суд первой инстанции отказал во введении процедуры наблюдения и оставил заявление без рассмотрения.

Апелляционная инстанция суда согласилась с выводом суда первой инстанции.

При этом суды обеих инстанций исходили из того, что на момент обращения заявителя с арбитражный суд с указанным заявлением отсутствовали признаки банкротства, предусмотренные п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве, в силу которой юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2003 года по делу № А72-724/2002-Ш51 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда по данному делу до 01 сентября 2003 года Следовательно, к моменту обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением от 15 сентября 2003 года трехмесячный срок, указанный в п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве не истек.

При изложенных обстоятельствах дела судебная коллегия посчитала вывод судов обеих инстанций правомерным, основанным на полном, всесторонним исследовании всех имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права».

Из суммы кредиторской задолженности, принимаемой во внимание при установлении наличия признаков банкротства, исключаются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также обязательства по выплате авторского вознаграждения. Соответствующие кредиторы, не относящиеся к числу конкурсных, признаются привилегированными, чьи требования подлежат удовлетворению в первую очередь (ст. 64 ГК РФ). Данное обстоятельство лишает их возможности подавать заявление о признании должника банкротом, участвовать с правом голоса в собрании кредиторов.

Вместе с тем удовлетворение их требований не приостанавливается в связи с мораторием в период внешнего управления; в случае же заключения мирового соглашения погашение задолженности перед указанными кредиторами является обязательным условием для заключения мирового соглашения.

Не учитываются при определении признаков банкротства также обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязанности по выплате дивидендов акционерам), которые носят внутренний характер и не могут конкурировать с внешними обязательствами, то есть обязательствами должника как участника имущественного оборота перед иными участниками имущественного оборота. Учредители (участники) должника — юридического лица, напротив, должны нести риск отрицательных последствий, связанных с деятельностью такого юридического лица. Для определения наличия признаков банкротства и объема прав требований каждого из кредиторов в целях установления количества принадлежащих ему голосов на собрании кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, то есть принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с причитающимися на него процентами. В то же время на всех стадиях дела о банкротстве вплоть до конкурсного производства не должны учитываться дополнительные обязательства, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного долгового обязательства, и прежде всего меры ответственности, подлежащие применению к должнику в связи с нарушением этого обязательства (неустойки (штрафы, пени) и убытки). Аналогичный подход отмечается и к мерам финансовой (экономической) ответственности, подлежащим применению к должнику за нарушение обязанности по уплате налоговых и иных обязательных платежей.

В конкурсном производстве требования по возмещению убытков взысканию неустоек (штрафов, пени), а также финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в третью очередь, однако лишь после полного погашения всех остальных требований (по погашению задолженности), отнесенных к этой очереди.

Таким образом, для возбуждения дела о банкротства заявителю необходимо иметь формальный и содержательный признак банкротства должника.

К формальному можно отнести субъектный состав юридических ли которые могут быть признаны банкротами: Законом о банкротстве риск распространен на общественные организации и объединения, торгово-промышленные палаты, творческие коллективы и ассоциации.

Но в то же время действия Закона не распространяется на казенные предприятия, учреждения, политические партий и религиозные организаций.

К содержательному признаку: наличие двух признаков банкротства должника, которые одновременно служат основаниями для возбуждения дела о банкротстве должника (сумма задолженности по гражданско-правовым обязательствам или по обязательным платежам должна составить не менее 100 тысяч рублей (для должника — гражданина — не менее 10 тысяч рублей) и просрочка в уплате соответствующей задолженности должна превысить три месяца). Любая рассрочка или отсрочка взыскателем погашения денежных обязательств, исключающая просрочку в три месяца, лишает заявителя права на введение процедуры банкротства.

38. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) по действующему законодательству рф.

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юр лицо – если обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В качестве одного из признаков банкротства указывают минимальный размер задолженности:

для юридического лица – не менее 100 тыс. руб.; для физического лица – 10 тыс. руб.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются: должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы (Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.). В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, ликвидационная комиссия.

Дела рассматриваются арбитражным судом. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

1)наличие денежного долгового характера обязательств должника;

2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения;

3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

39. Порядок проведения наблюдения в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 ФЗ). По ФЗ процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Вместе с тем предусмотрены исключения из этого правила. 1. наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, к отсутствующему должнику. 2. есть некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников ( сель/хоз предприятий, профес. участников РЦБ). В частности, на проф. участников РЦБ не распространяются ограничения на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства.

Введение процедуры наблюдения влечет возникновение правовых последствий:

имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного ФЗ: с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника (исключение: дела о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также о возмещении морального вреда);

запрещаются удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения — обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего (ВУ).

Направления его деятельности – 1. контроль за действиями руководства должника 2. изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления.

Но ВУ предоставлено право в случае необходимости обращаться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п.1 ст.66).

Права ВУ: предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии доп. мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д; право получать любую информацию о деятельности должника. Обязанности:

проведение анализа финансового состояния должника (наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках, наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства). При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»;

установление размера требований кредиторов (для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов);

созыв, подготовка и проведение первого собрания кредиторов.

ВУ, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п.1 ст.72 Закона).

ВУ на первом собрании сообщает данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако его выводы носят рекомендательный характер.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

о введении финансового оздоровления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

о введении внешнего управления и об обращении в АС с соответствующим ходатайством;

об обращении в АС с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии КП;

о заключении мирового соглашения;

об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава и т.д. (ст.73 Закона).

С момента введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия КП или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studwood.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector