+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 223 АПК РФ).

Особенностью рассмотрения данной категории дел является то, что:

— дела рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ;
— к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели;
— дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (ст. 33 Закона о банкротстве);
— судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено законом (ст. 52 Закона о банкротстве);
— определения суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения определения суда, не предусмотренные АПК РФ, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия (ст. 223 АПК РФ);
— дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона о банкротстве).

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 224 АПК РФ). По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 АПК РФ и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 225 АПК РФ).

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина (ст. 33 Закона о банкротстве). Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее чем 10 тыс. рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено законом.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются (ст. 34 Закона о банкротстве):
— должник;
— арбитражный управляющий;
— конкурсные кредиторы;
— уполномоченные органы;
— федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
— лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют (ст. 35 Закона о банкротстве):
— представитель работников должника;
— представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;
— представитель учредителей (участников) должника;
— представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
— представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
— уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
— иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

— саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
— орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
— кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Указанные в пункте 2 настоящей статьи лица имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
— о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
— об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
— об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Указанные определения могут быть обжалованы.

Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда или заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Федерального закона.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов (ст. 52 Закона о банкротстве):
— решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— решение об отказе в признании должника банкротом;
— определение о введении финансового оздоровления;
— определение о введении внешнего управления;
— определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
— определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
— определение об утверждении мирового соглашения.

Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Законом о банкротстве и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения (ст. 56 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях (ст. 57 Закона о банкротстве):
= восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
— восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
— заключения мирового соглашения;
— признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 настоящего Федерального закона требований кредиторов;
— отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
— удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
— отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
— в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случаях (ст. 58 Закона о банкротстве):
— обжалования судебных актов, предусмотренных ст. 52 Закона о банкротстве;
— обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
— в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях.

Процессуальные особенности рассмотрения споров о несостоятельности (банкротстве)

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам Российской Федерации.

Статьей 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что дела о несостоятельности (банкротстве) по первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Статьей 34 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах Российской Федерации рассматриваются по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом тех специфических особенностей, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Нормы данной статьи корреспондируют с нормами статьи 2 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которой порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным конституционным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами.

Таким образом, нормы, регламентирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах, могут устанавливаться, кроме вышеназванных нормативных правовых актов, иными федеральными законами в случаях, прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Необходимость дополнительной регламентации порядка судопроизводства в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) на основании норм специального законодательства предусмотрена статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом нормы, регламентирующие порядок рассмотрения в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, применяются в следующей последовательности: общие правила, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, применяются в тех случаях, когда иное прямо не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В связи с этим подведомственность и подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций арбитражным судам определяется следующим образом. Общая подведомственность дел о банкротстве кредитных организаций арбитражным судам будет определяться на основании уже названного пункта 3 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Подсудность (в данном случае речь идет об исключительной (территориальной) подсудности указанной категории дел арбитражным судам) будет определяться на основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которыми заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) подается по месту нахождения кредитной организации.

В связи с изложенным также необходимо отметить следующее.

Пункт 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило, в соответствии с которым иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений (филиалов и представительств), предъявляются по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Данная норма устанавливает общее правило подсудности. В то же время ни статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ни пункт 1 статьи 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», определяющие специальную подсудность дел о банкротстве, не содержат положений, предусматривающих возможность предъявления заявления о признании должника банкротом по месту нахождения обособленного подразделения кредитной организации в случае, если банкротство связано с деятельностью указанного обособленного подразделения. Принимая во внимание, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо (кредитная организация) и его обособленные подразделения (представительства и филиалы) представляют собой единый субъект финансово — хозяйственных отношений, а также то, что банкротом может быть признано только юридическое лицо (кредитная организация) независимо от того, в результате деятельности обособленного подразделения или самого юридического лица наступило банкротство, учитывая вышеназванные нормы, считаю, что пункт 2 статьи 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при определении подсудности дел о банкротстве юридических лиц, в том числе кредитных организаций, неплатежеспособность которых наступила вследствии деятельности их обособленных подразделений, неприменим.

Следующей отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судам, является неприменимость статьи 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами.

В соответствии с данной статьей спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражным судам, до вынесения окончательного решения по делу по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел и связана в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.

Дела о несостоятельности (банкротстве) не являются делами искового производства, а относятся Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к категории дел особого производства. Отнесение указанных дел к категории особого производства связано, во-первых, с необходимостью установления фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление платежеспособности должника. И, во-вторых, с решением специфических финансово — экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представляется возможной.

Следующей специфической особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация — должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации, прокурор в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 40 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Установление статьей 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» исчерпывающего круга лиц, имеющих право на обращение с заявлением о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) существенно отличается от общих положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми (пункт 2 статьи 34) с исковым заявлением в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане — предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться законность и обоснованность заявленных требований.

Кроме указанных лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» также определяет лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе.

По аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» включены нормы, определяющие круг лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации. Состав этих лиц отличается от состава лиц, предусмотренных в соответствующих нормах Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». К числу таких лиц статья 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» относит следующих: кредитная организация — должник, арбитражный управляющий (в случае банкротства кредитной организации — временный управляющий и конкурсный управляющий), конкурсные кредиторы, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации по его заявлению, государственный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Лица, участвующие в деле о банкротстве кредитной организации, пользуются правами и несут обязанности, установленные статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, временный управляющий, конкурсный управляющий пользуются правами и несут обязанности, установленные соответствующими статьями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Также необходимо отметить, что в случае возбуждения арбитражным судом дела о признании кредитной организации несостоятельным (банкротом) по заявлению Центрального банка Российской Федерации, он также будет относиться к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В отличие от лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации, которые имеют личную заинтересованность в исходе дела, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» определяет также лиц, содействующих правосудию, которые, как правило, не имеют личной заинтересованности в исходе дела. В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участниками арбитражного процесса по делу о банкротстве кредитной организации являются: представители работников должника, иные лица, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». К числу таких лиц, которые могут принимать участие в деле о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 43 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся: свидетель, эксперт, переводчик, представители лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации.

Права, обязанности и ответственность данных участников арбитражного процесса определены соответственно статьями 44, 45, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Важно также отметить, что согласно пункту 1 статьи 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе о банкротстве, признается также государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.

При этом пунктом 2 статьи 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме названного Федерального закона, могут также регулироваться иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент названные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие дополнительные особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, в Российской Федерации не приняты.

Однако в случае их принятия банкротство кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должно осуществляться с учетом тех особенностей, которые будут содержаться в указанных федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации является обращение в арбитражный суд с заявлением лиц, указанных в пункте 1 статьи 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Это интересно:  Имущество должников на торгах по банкротству

Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Рассмотрение дел о банкротстве — это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, — исполнение судебных актов.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль — в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве.

1. Подведомственность – специальная. Только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений — юридическое лицо или гражданин.

2. Подсудность — исключительная: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

— для юридического лица — местом его государственной регистрации;

— для гражданина — местом его жительства.

3. Состав суда. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК РФ). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения ходатайств о продлении и введении процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично. В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч. 1 ст. 49 Закона), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50 Закона), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч. 1 ст. 60 Закона).

4. Состав лиц, участвующих в деле — 2 группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса следующий смысл: к лицам, участвующим в деле, т.е. имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК РФ и Законом, оно относит тех лиц, чьи интересы (прежде всего имущественные) затрагиваются рассмотрением дела. Это кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должники, а также арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства.

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства, его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

Особым статусом, определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий, назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве во многом наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 — на подготовку плюс 1 — на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

6. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности банкротстве

Глава 2. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде ……………………………………………………………………………. 9

2.1. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делам о несостоятельности………………………………………………………..….9-12

2.2. Порядок разбирательства дел о несостоятельности в арбитражном суде…………………………………….………………………………….…13-16

2.3. Стадии рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве………………………………………………………………….16-22

Список использованной литературы……………………………………. 25-27

Предпринимательская деятельность, особенно в современных условиях, является достаточно рискованной. Неизбежно возникают ситуации, когда та или иная коммерческая организация не может рассчитаться по своим долгам перед кредиторами. При этом от финансового кризиса не застрахованы даже крупные компании. Так в 1999г. Южнокорейская компания Daewoo потерпела банкротство, ставшее самым крупным в мире. Рискованные сделки только одного менеджера привели к банкротству старейшего банка Великобритании «Беринг». Финансовые затруднения должника неизбежно отражаются на его контрагентах и имеют негативные социальные последствия (снижение налоговых поступлений в бюджет, массовое высвобождение работников и т.д.).

Регулировать взаимоотношения между испытывающим финансовые трудности должником и его кредиторами призван институт несостоятельности (банкротства), который считается «частью (элементом) нормального функционирования рыночной экономики». Институт несостоятельности (банкротства) способствует оздоровлению экономики, так как из гражданского оборота выводятся неэффективные коммерсанты. При этом, законодательство о банкротстве преследует цель минимизировать негативные последствия несостоятельности должника путем сочетания и соблюдения частных интересов должника и его кредиторов, а также публичных интересов государства.

Экономические последствия применения законодательства о несостоятельности проявляются в оживлении «экономики рыночного типа, так как в процессе ликвидации неконкурентоспособных предприятий экономическая среда улучшается».

Количество дел о несостоятельности, отличающихся повышенной сложностью и социальной значимостью, в производстве арбитражных судов резко возрастает из года в год. Так, в 2007г. было принято к производству таких дел на 30% больше, чем в 1999г, и в 4 раза больше, чем в 1998г. Эти данные свидетельствуют о расширении практики применения законодательства о банкротстве и необходимости ее обобщения.

В настоящее время выбранная мною тема является актуальной , так как в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является несостоятельность (банкротство). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Целью моей работы является изучение рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде, а целью законодательства о несостоятельности — сохранение предприятия-должника путем применения различных мер реорганизационного характера.

Задачи работы состоят в том, чтобы определить: понятие и признаки банкротства, особенности рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Предметом настоящего исследования являются порядок рассмотрения судами дел о несостоятельности, установление и изучение специфики этой категории дел.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ).

Законодательное регулирование специфики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) во многом обусловлено понятием и целями банкротства как института гражданского права. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате денежных платежей. Статья 65 ГК РФ рассматривается несостоятельность (банкротство) как одно из оснований для ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) в принудительном порядке — по решению суда, или объявлено несостоятельным (банкротом) в добровольном порядке — по решению, принятому юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Основанием признания юридического лица (должника) несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов.

Несостоятельным (банкротом) может быть признано (объявлено) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку при недостаточности имущества казенного предприятия по его обязательствам субсидиарную ответственность несет Российская Федерация 3 .

Если стоимость имущества соответствующего юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей 4 .

Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда обнаруживается недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом. При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) 5 .

В соответствии с п. 3 статьи 65 основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный Федеральный закон применяется с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В соответствии с Законом о банкротстве к неплатежеспособному юридическому лицу могут быть применены не только ликвидационные процедуры, но и иные процедуры банкротства, направленные на предупреждение банкротства.

1.2. ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА.

В статье 3 Закона определяются признаки банкротства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что речь идет о признаках, при наличии которых суд может признать должника несостоятельным (банкротом). Единственный такой признак для юридических лиц — срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трех месяцев (размер задолженности при этом не имеет значения, так как учитывается только в системе признаков, достаточных для принятия судом заявления о банкротстве должника). Во всех случаях подлежат учету как требования из денежных обязательств, так и требования по уплате обязательных платежей.

Таким образом, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует даже минимальная задолженность более чем три месяца. 6 В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности — установление презумпции невозможности осуществления деятельности при наличии неисполняемых требований кредиторов (возможности должника по удовлетворению этих требований могут быть учтены на восстановительных стадиях, но если они, ни к чему не привели, то должник признается банкротом независимо от представления доказательств наличия имущества и т.п.).

Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника. 7

Следует отметить, что в силу прямого указания Закона, к гражданам — индивидуальным предпринимателям применяется критерий неплатежеспособности.

Отметим, что по Закону 1992 г. критерий неоплатности присутствовал и для юридических лиц, что крайне негативно отразилось на практике, когда отдельные должники в течение длительного времени поддерживали активы на несколько более высоком уровне, чем пассивы (в том числе и путем частичного удовлетворения требований), не опасаясь банкротства.

Критерий неоплатности в настоящее время применяется для юридических лиц — естественных монополистов топливно-энергетического комплекса.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ.

2.1. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делам о несостоятельности

Закон о банкротстве содержит статьи о лицах, участвующих в деле о банкротстве (ст.30), и о лицах, участвующих в арбитражном процессе (ст.31).

Так, по Закону о банкротстве лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении экспертизы.

В отличие от АПК РФ Закон о банкротстве не называет в числе лиц, участвующих в деле, третьих лиц.

Положение прокурора в арбитражном процессе ограничено. 8 При этом Закон о банкротстве вообще не называет прокурора в числе лиц, участвующих в деле.

Названные лица имеют право на обращение с заявлением о признании должника банкротом при наличии признаков банкротства. При этом нахождение организации в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают уполномоченный орган права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом при наличии внешних признаков банкротства. На такую возможность указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении по конкретному делу, рассмотренному в порядке надзора. 9

Лица, участвующие в деле, имеют право:

  1. знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;
  2. заявлять отводы;
  3. представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;
  4. участвовать в исследовании доказательств;
  5. задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса;
  6. заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
  7. знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;
  8. знать о жалобах, подданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
  9. обжаловать судебные акты.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Арбитражный управляющий наделен более широким кругом процессуальных прав и обязанностей, чем другие лица, участвующие в деле, что в определенной степени обусловлено предъявляемыми у нему требованиями. 10

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

  1. представитель работников должника;
  2. представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;
  3. представитель учредителей (участников) должника;
  4. представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
  5. представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
  6. уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  7. иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

  1. саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
  2. орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
  3. кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Вышеперечисленные лица наделяются правом знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

Производство по делу о банкротстве возбуждается в арбитражном суде на основании заявления о признании должника банкротом, которое подается лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением. Круг этих лиц четко определен в ст. 7 Закона о банкротстве: это должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, подтверждающего взыскание задолженности за счет имущества должника. 11

2.2. Порядок разбирательства дел о несостоятельности в арбитражном суде

Статья 6 Закона определяет некоторые особенности: прежде всего, установлено, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Это одна из процессуальных особенностей конкурса — ни суды общей юрисдикции, ни третейские суды рассматривать дела о банкротстве не могут. Арбитражные суды рассматривают все дела о банкротстве независимо от того, кто является заявителем или должником, в том числе, если это граждане, либо некоммерческие организации.

Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме на основании решения собственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника. Должно быть подписано лицом, уполномоченным на подачу заявления о признании должника банкротом. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах по которым должник не выполняет требований и о сумме требований. К заявлению прилагается список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление не может быть отозвано .

Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнении обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях предусмотренных законом. Умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с целью отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

Это интересно:  Банкротство физических лиц цена услуги

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из нижеследующих решений:

1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, направленного на ликвидацию предприятия.

2. Решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность.

3. Может быть вынесено определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур (внешнее управление имуществом или санация) при наличии ходатайства на их проведение.

В результате практика ВАС РФ стала ограничивать подачу заявлений о банкротстве кредиторами, уже имеющими решение суда, требованием представления доказательств невозможности исполнения этого решения 13 . Вызвано это было тем, что указанные кредиторы иногда обращались в суд с заявлением о банкротстве должника, уже получив исполнение своего требования. Однако такая позиция ВАС РФ приводила к ущемлению прав установленных кредиторов по сравнению со всеми остальными. Реальный выход из описанной ситуации многим представлялся в установлении дополнительного признака, в рамках которого обращаться с заявлением о банкротстве могли бы только те кредиторы, чьи требования уже подтверждены решением суда.

Действительно, на первый взгляд это способно пресечь некоторые злоупотребления со стороны недобросовестных кредиторов. Однако на самом деле указанное правило, во-первых, противоречит одной из основных целей конкурсного права; во-вторых, способно повлечь гораздо более серьезные злоупотребления. Цель конкурсного права, о которой идет речь (а также один из его сущностных признаков), — возможность оперативного перехода от применения обычных положений процессуального права в части исполнения требований к положениям конкурсного права. Разница состоит в том, что в обычном порядке каждый кредитор получает полное исполнение своих требований после исполнения требований предыдущего — до тех пор, пока у должника есть имущество. В конкурсном порядке удовлетворение осуществляется одновременное и пропорциональное, в соответствии с правилами очередности.

Суть конкурсного права, в том числе заключается в обеспечении перехода к положениям, которые содержат механизм приостановления индивидуального исполнения. Иными словами, в соответствии с целями и внутренней сущностью конкурсного права любой кредитор в любое время должен иметь возможность инициировать конкурс с тем, чтобы исполнение производилось в соответствии с принципами пропорциональности и очередности (а также в целях возможного восстановления платежеспособности должника, что приведет к полному удовлетворению всех требований).

В настоящее время достижение этой цели затруднено. Соответственно теперь конкурсное право не имеет возможности оперативно вмешаться и пресечь индивидуальное исполнение: пока одни кредиторы получат решение суда, чтобы заявить о банкротстве должника, другие успеют обратить взыскание на имущество (либо получить иное исполнение). Более того, недобросовестный должник может успеть распорядиться активами таким образом, что к моменту удовлетворения судом иска кредитора имущества у должника не останется вовсе.

2.3. Стадии рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве

Необходимо отличать понятие процедуры банкротства от стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве (на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве может быть заключено мировое соглашение»). 14

В арбитражном процессе по делу о банкротстве различают следующие основные стадии: принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению, проведение заседания по рассмотрению дела по существу (является ли банкротом данный должник), вынесение судебного акта об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства, его исполнение, возможно — обжалование вынесенного судебного акта, завершение производства по делу о банкротстве.

  1. Введение наблюдения. В целях предупреждения необоснованной подачи заявления о банкротстве и злоупотребления процедурой банкротства со стороны заявителей (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) Закон, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., предусмотрел, что наблюдение может вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48. Если заявление подает должник, то такая проверка не требуется .

Порядок введения наблюдения находится в зависимости от лица, подавшего заявление о банкротстве. Он сохраняется при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника, т.е. с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Статьей 204 Закона предусмотрен план погашения долгов гражданином, который может быть утвержден арбитражным судом. При его исполнении дело о банкротстве прекращается. Не применяется наблюдение при банкротстве ликвидируемого должника, отсутствующего должника, кредитной организации.

Значительно продлен срок наблюдения — с трех (как было предусмотрено в Законе о банкротстве 1998 г.) до семи месяцев. Как и прежде, его завершение связывается со сроком рассмотрения дела о банкротстве. Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.

  1. Финансовое оздоровление наряду с внешним управлением является процедурой банкротства, целью которой, в отличие от конкурсного производства, является сохранение должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами должна погашаться в соответствии с графиком погашения задолженности. 15 Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, — внешнего управления — заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего (ср. п. 1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона). Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.

Пункт 1 статьи 26 определяет круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления. Это может быть сам должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также третьи лица.

  1. Внешнее управление — это стадия дела о банкротстве, целью назначения которой является восстановление платежеспособности должника. Ходатайство о назначении той или иной процедуры банкротства подается исключительно по решению общего собрания кредиторов (п. 2 ст. 12). Решение о введении внешнего управления принимается простым большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании.

Пункт 2 ст. 93 устанавливает максимально возможный срок внешнего управления, но допускает и назначение более короткого срока, который вместе со сроком финансового оздоровления не должен превышать двух лет. Финансовое оздоровление назначается на срок не более двух лет (ст. 80 Закона).

Кредиторы вправе ходатайствовать о досрочном прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника.

  1. Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона). Однако этот этап может завершиться не только соразмерным удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица — должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:

  1. по окончании наблюдения в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона;
  2. по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);
  3. по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);
  4. после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства (в порядке, определенном ст. 163, 164 Закона).

В решении первого собрания кредиторов может содержаться предлагаемый кредиторами срок проведения конкурсного производства в установленных настоящим пунктом временных пределах (п. 3 ст. 74 Закона). Но учитывая общий характер этой нормы, представляется, что не только первое собрание кредиторов вправе установить срок проведения конкурсного производства, но и последующие собрания, подводящие итог той или иной стадии дела о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления), могут предлагать срок проведения конкурсного производства, с ходатайством о возбуждении которого конкурсные кредиторы обращаются в арбитражный суд. 16

Лица, которые наделены правом обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства: должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления 17 . Все эти лица являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Только лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обращаться с ходатайствами о продлении срока конкурсного производства, но не более чем на шесть месяцев.

Датой завершения конкурсного производства считается дата внесения записи о ликвидации должника — юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 149 Закона).

  1. Мировое соглашение. Заключение мирового соглашения кредиторами, уполномоченными органами и должником является наиболее щадящим способом урегулирования отношений сторон и удовлетворения их требований. По своей правовой структуре мировое соглашение — более сложный юридический факт, чем просто многосторонняя сделка. Мировые соглашения могут заключаться между кредитором и должником при урегулировании неисполнения договорных обязательств должником в случаях, когда законом не установлены препятствия для подобного разрешения конфликтов.

Мировые соглашения, появляющиеся в гражданском (арбитражном) процессе — более сложные явления по форме, но с очевидной договорной сущностью. Стороны, должник и кредитор, путем взаимных уступок достигают соглашения под контролем суда (арбитражного суда).

Мировое соглашение, заключаемое на одной из стадий дела о банкротстве, отличается рядом особенностей. Во-первых, в мировом соглашении участвует должник, возможно — один из арбитражных управляющих (как лицо, выполняющее функции исполнительного органа), кредиторы (чаще и естественнее, если их несколько) и третьи лица, если нет возражений. Стадия, на которой принимается решение о мировом соглашении, определяет порядок его заключения и участвующие стороны. Объединяет все мировые соглашения, заключаемые на любой стадии дела о банкротстве, факт утверждения мирового соглашения арбитражным судом, т.е. судебный контроль. Во-вторых, мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, обязывает даже тех кредиторов, которые не участвовали или не согласились с его заключением.

Утверждение мирового соглашения судом влечет вступление соглашения в силу. Это так или иначе меняет обязательства должника и конкурсных кредиторов (включая уполномоченные органы). Поскольку утверждение заключенного мирового соглашения прекращает рассмотрение дела о банкротстве должника, считать мировое соглашение одной из процедур банкротства было бы нелепо, тем более что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве с учетом всех особенностей положения должника на этой стадии и последствий прекращения дела о банкротстве на этой же стадии.

В данном исследовании мною был сделан и обоснован ряд выводов, о том, что несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Институт банкротства всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивал стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Социальная и экономическая важность этого института вызывают необходимость разработки специального законодательства, а также механизма способного обеспечить адекватное правовое регулирование комплекса вопросов, связанных с банкротством. На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельности предприятий. Законодательством предусмотрен комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

Основанием признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если существует минимальная задолженность более чем три месяца. 18 Для физических лиц срок задолженности установлен также три месяца. Однако применительно к гражданам установлен критерий неоплатности, суть которого состоит в том, что неспособность удовлетворить требования кредиторов может возникнуть только при недостаточности всего имущества для расчетов со всеми кредиторами, т.е. при превышении пассива над активом должника. 19

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Это одна из процессуальных особенностей конкурса — ни суды общей юрисдикции, ни третейские суды рассматривать дела о банкротстве не могут. Арбитражные суды рассматривают все дела о банкротстве независимо от того, кто является заявителем или должником, в том числе, если это граждане, либо некоммерческие организации.

Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника, заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора.

По Закону о банкротстве лицами, участвующими в деле, являются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРЕТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.). //Российская газета. 25 дек. 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996г., 8 июля, 17 декабря 1999г).

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ (с изм. от 9 ноября 2009г. № 246-ФЗ) // Российская газета 20 ноября 2002г.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 22-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 N 6-П).

5. Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.№ 127-ФЗ

6.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 N 40-ФЗ (в ред. от 21.03.2002).

1. Банкротство: Вопросы правового регулирования/ Учебное издание — М.: Ось-89, 2005.

2.Банкротство: Вопросы правоспособности должника — юридического лица. Учебное издание/Под ред. Семина А.Н. Научно-практическое издание/ Издательство « Экзамен», 2005

3.Гражданское право: Учебное пособие/Под ред. Мушинского В.О. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.- 224с.

4. Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П.Гришаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Юристъ, 2005.- 496с.

5. Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» М.В. Телюкина

6. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (Банкротстве) »: Постатейный научно-практический/ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

7. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (автор главы — Скворцов О.Ю.) / Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2007. С. 145.

8. Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6 / Под. ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юрид. лит., 1999. С. 296

9. Предпринимательское право: учебное пособие.2-е изд. испр. и доп./Под ред. Макарова Н.Д., Рябова Е.А.-М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-256с.

10. Телюкина М.В. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и современном праве // Юрист. 1997. №12. С.18.

11. Треушников М.К. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // М.: « Издательский дом Городец», 2005.-672с.

1. .Арбитражный и гражданский процесс №8, 2003. с.- 4

2. Банкротство кредитных организаций и становление системы страхования вкладов: проблема правоприменительной практики. Материалы научно-практической конференции- М.: ЗАО Юстисинформ, 2006.- с.21

3. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес – адвокат. 2002 г. №13.

4. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003 г., № 2.

5. Зыкова И.В. Новеллы законодательства о несостоятельности (банкротстве)/ Адвокатская практика №4, 2007.

6. Константинов Д.А. Некоторые аспекты противодействия преступности в сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. « Юрист» №4 2008г.

8. Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. 2008г. №9.

1. Постановление Пленума ВАС от 08.04.2003 N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Постановление Пленума N 4)

2. Постановление Пленумов ВС. РФ и ВАС РФ N 6/8.

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

4. Информационное письмо ВАС РФ от 06.08.99 N 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике»

3 п. 5 ст. 115 ГК РФ

4 п. 4 ст. 61 ГК РФ

5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 1997 г. N 23

6 Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности ( Банкротстве)»: Постатейный научно-практический./ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

7 Банкротство: вопросы правоспособности должника — юридического лица: Научно-практическое издание/ А.Н.Семина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство « Экзамен», 2005.- с.47

9 Вестник ВАС РФ. 2004. №5. С.47.

11 п.2 ст.7, п.3 ст.6 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ

12 Зыкова И.В. Новеллы законодательства о несостоятельности (банкротстве)/ Адвокатская практика №4, 2007.- с.13

13 п. 3 информационного письма ВАС РФ от 06.08.99 N 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике»

14 п.1 ст.150 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127

15 Абз.12 ст.2 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002г. №127

16 Предпринимательское право: учебное пособие.2-е изд. испр. и доп./Под ред. Макарова Н.Д., Рябова Е.А.-М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-с.64.

17 Ст.34 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г № 127-ФЗ

18 Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности ( Банкротстве)»: Постатейный научно-практический/ Под ред. В.Ф.Попондопуло.2-е изд., исп. и доп.-М., Омега-Л, 2006.-с.19

19 Банкротство: вопросы правоспособности должника — юридического лица: Научно-практическое издание/ А.Н.Семина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство « Экзамен», 2005.- с.47

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studopedia.ru, 5fan.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector