+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственный долг может финансироваться путем

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

· Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

· Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

· Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

· Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

· Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

· Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

· По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

· Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

· Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

· Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.

Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im

где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

· Возможность получения крупных сумм

· Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

· Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

· Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

· При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

193.42.108.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг

Если расходы государственного бюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую государственные расходы в данном финансовом периоде (обычно год) превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, милитаризацией страны, войнами, стихийными бедствиями, экономическими кризисами и др.

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании государственного бюджета, когда экономика работает в режиме полной занятости (при естественном уровне безработицы) называется структурным дефицитом. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей и населения, что уменьшает налоговые поступления в казну. С другой стороны, спад ведет к росту выплат по безработице и другим социальным выплатам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом государственного бюджета.

Опасно ли наличие бюджетного дефицита для экономики страны? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если дефицит вызван государственными инвестициями в производственную сферу, он не является опасным. Ведь в будущем эти инвестиции принесут доходы. Если же причина дефицита бюджета – рост текущих расходов (социальные расходы, заработная плата, оплата товаров и услуг), то это может привести к инфляции, росту государственного долга, истощению валютных резервов. В настоящее время в большинстве развитых стран существует бюджетный дефицит. Считается, что финансовое положение страны является нормальным, если дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется следующими методами:

— дополнительной эмиссией необходимого количества денег;

— выпуском в обращение государственных ценных бумаг (государственный заем);

— привлечением внешних займов.

Государственный долг. Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг – это долг государства субъектам хозяйствования (населению и предприятиям) своей страны, которые являются держателями государственных ценных бумаг. Внешний долг – это задолженность гражданам, правительствам других стран.

Внешний государственный долг имеет серьезные социально-экономические последствия. Чтобы оплатить проценты и погасить долг, страна должна продавать ресурсы и другие ценные услуги, что негативно сказывается на развитии экономики. Предоставление внешних займов может быть связано с выполнением ряда условий (политических и экономических), что в большинстве случаев неудобно заемщику. Большой внешний долг снижает возможности привлечения зарубежных инвестиций.

При внутреннем долге выплата процентов по государственным ценным бумагам существенно перераспределяет доходы в пользу держателей этих ценных бумаг, что приводит к усилению социальной напряженности в обществе.

В связи с негативными последствиями государственного долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

10.3 Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого развития экономики, характеризующегося низким уровнем инфляции и безработицы. Проводит денежно-кредитную политику центральный банк страны.

Инструменты денежно-кредитной политики. Центральный банк использует достаточно широкий набор инструментов денежно-кредитной политики. С помощью этих инструментов центральный банк регулирует кредитные возможности коммерческих банков, а, следовательно, и их способность создания денег путем кредитования, и соответственно количество денег в обращении. Последнее оказывает непосредственное влияние на экономическую активность субъектов хозяйствования и как следствие на объем национального производства, уровень занятости и цены, темпы экономического развития.

Различают прямые и косвенные методы денежно-кредитного регулирования. К прямым методам регулирования относится установление лимитов на объемы целевого кредитования, на отдельные банковские операции, изменение условий выдачи отдельных ссуд и т.д.

Инструментами косвенного метода регулирования являются операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). При продаже ценных бумаг денежная масса в обращении сокращается, а при их покупке в денежный оборот вводится дополнительное количество денег.

Изменение норматива обязательных резервов оказывает воздействие на кредитные возможности коммерческих банков и величину денежного мультипликатора. Его повышение ведет к уменьшению объема денежных ресурсов коммерческих банков для выдачи кредитов, уменьшая тем самым их кредитную эмиссию. Если норма обязательных резервов будет снижена, то это приведет к обратному – увеличению денежной массы в обращении.

Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования, т.е. ставки, по которой коммерческие банки получают в случае необходимости кредиты у центрального банка, также влияет на денежную массу. Ведь от уровня учетной ставки непосредственно зависит ставка процента за кредиты коммерческих банков. Высокая учетная ставка ограничивает спрос на кредитные ресурсы со стороны коммерческих банков, так как спрос на кредит со стороны предпринимательского сектора при высокой ставке также уменьшается. Снижение учетной ставки приводит к уменьшению ставки процента за кредит коммерческих банков, что способствует росту спроса на кредиты со стороны предпринимательского сектора.

Ставка рефинансирования непосредственно влияет и на величину ставки по депозитам (вкладам). Как правило, ставка по депозитам на 2-3% больше ставки рефинансирования. С повышением ставки рефинансирования увеличивается и ставка по депозитам, что стимулирует рост вкладов в коммерческие банки, уменьшая тем самым денежную массу в обращении. Снижение учетной ставки и, соответственно, уменьшение ставки по депозитам ведет к обратному эффекту.

В зависимости от состояния национальной экономики проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и потому необходимо стимулировать деловую активность, то центральный банк реализует политику «дешевых» денег (экспансионистскую денежно-кредитную политику), направленную на увеличение денежной массы в обращении. Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает норму обязательных резервов, понижает учетную ставку. В результате увеличивается масса денег в обращении, кредиты становятся дешевле и повышается спрос на них. Все это способствует росту совокупного спроса и стимулирует производственную активность субъектов хозяйствования. Напротив, во время инфляции проводится политика «дорогих» денег (рестрикционная денежно-кредитная политика), направленная на уменьшение либо сдерживание денежной массы в обращении. Центральный банк продает государственные ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Это ведет к росту процентной ставки по кредитам и уменьшению массы денег в обращении. И, как следствие этого, совокупный спрос на товары и услуги как со стороны населения, так и хозяйствующих субъектов уменьшается. Сокращение совокупного спроса сдерживает рост цен на товары и услуги.

10.4 Социальная политика: понятие, цели, направления и модели

Социальная политика – это деятельность государства и других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни членов общества, на повышение уровня жизни и создание системы социальных гарантий в обществе.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. По мере экономического роста, накопления национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан, рост их благосостояния становится главной целью экономической деятельности и в этом смысле в социальной политике конкретизируются цели экономического роста. С другой стороны, социальная политика является необходимым условием или фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Рост же их благосостояния усиливает мотивацию к труду. Вместе с тем, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к квалификации и знаниям работников, их физическому и нравственному развитию. А это, в свою очередь, требует дальнейшего развития социальной сферы.

Основными целями социальной политики являются:

— обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения;

— обеспечение определенного уровня и качества жизни граждан;

— обеспечение гарантий на образование, медицинскую помощь, социальную защиту.

Важнейшими направлениями социальной политики выступают: государственная политика занятости, регулирование доходов населения и его социальная защита.

Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости и самозанятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.

Политика регулирования доходов предполагает совершенствование системы оплаты труда, перераспределение доходов путем дифференцированного налогообложения и осуществления социальных выплат.

Социальная защита предполагает совокупность законодательно закрепленных социальных и экономических гарантий граждан, обеспечивающих им достижение социально-приемлемого уровня жизни в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Уровень и качество жизни населения.Для осуществления социальной политики необходимо иметь разнообразную информацию об экономическом и социальном положении населения. Одним из таких индикаторов является показатель уровня жизни.

Уровень жизни характеризует обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и нематериальными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Для оценки уровня жизни используют такие количественные показатели, как ВВП или национальный доход на душу населения, уровень потребления различных материальных благ и услуг. Например, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами в расчете на семью (обычно используют показатель обеспеченности в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления. Например, какова доля наиболее биологически ценных продуктов в структуре потребляемых продуктов питания.

Это интересно:  Повторное предъявление исполнительного листа к исполнению

Показатели достигнутого уровня потребления сами по себе ничего не говорят о том, а сколько же нужно для обеспечения нормального уровня жизни. Для этих целей используют сопоставление показателей достигнутого уровня потребления с научно-обоснованными (рациональными) нормами потребления. Их сопоставление дает более достоверную картину об уровне жизни.

Поскольку показатели уровня жизни не отражают в полной мере изменяющиеся условия жизнедеятельности людей, то наряду с понятием «уровень жизни» используется понятие «качество жизни». Качество жизни, являясь более широким понятием, чем уровень жизни, отражает уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей, а не только физиологических. Поэтому качество жизни характеризуется совокупностью таких сложных для количественной оценки показателей, как состояние среды обитания, условия и безопасность труда, наличие и возможности использования свободного времени, состояние здоровья, культурный уровень, физическое развитие, безопасность граждан и т.п. Все названные составляющие качества жизни определяют (в разной, конечно, степени) продолжительность жизни. Это дает основание утверждать, что обобщающим (интегральным) показателем качества жизни может служить показатель средней продолжительности жизни.

С начала 90-х годов для оценки уровня и качества жизни населения применяется показатель индекс человеческого развития. Данный показатель характеризует способность государства создавать экономические и социальные возможности для развития индивида и вбирает в себя три важные характеристики общества:

1) долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни);

2) образование (показатели – доля грамотных среди взрослых и среднее количество лет обучения);

3) состоятельность (показатель – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности).

Доходы населения.Важнейшим фактором, определяющим уровень и качество жизни, является величина доходов населения. Доход – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период времени.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход – сумма денег, полученная отдельными лицами за определенный период времени.

Располагаемый доход – это доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести за располагаемый доход. Он зависит от величины располагаемого дохода и уровня цен на потребительские товары и услуги.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно. Причинами неравенства доходов могут быть различия физических и умственных способностей людей, уровня их образования и профессиональной подготовки, в обладании собственностью, составе семьи и др. Неравенство в распределении доходов порождает проблему бедности, борьба с которой является важнейшей задачей государства. Решается эта проблема посредством реализации системы социальной защиты населения, направленной на обеспечение приемлемого материального и социального положения граждан.

Социальная защита – это система мер по защите любого человека от экономической бедности и социальной деградации вследствие потери или резкого сокращения доходов в результате безработицы, болезни, инвалидности, старости, а также по защите многодетных семей и семей, оставшихся без кормильца.

Основными составляющими системы социальной защиты являются социальное обеспечение и социальные гарантии.

Социальное обеспечение является важнейшей составляющей социальной защиты. Ее цель – гарантировать обязательность экономической поддержки населения в случае возникновения неблагоприятной ситуации с величиной их доходов по независящим от них причинам. Обеспечивается эта поддержка, во-первых, посредством обязательного социального страхования, призванного обеспечить реализацию конституционного права на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца. Материальное обеспечение осуществляется в форме различных видов пенсий, выплаты по временной нетрудоспособности, пособия по безработице. Во-вторых,через систему социальной помощи гражданам,попавшим в сложное материальное положение в связи с семейным положением, состоянием здоровья, возрастом. Эта помощь является адресной и предоставляется в виде разного рода социальных трансфертов: пособий на детей, доплат с целью индексации доходов, стипендий, предоставления различных льгот за счет обязательного социального страхования и других видов налогообложения.

Социальная защита распространяется на все категории населения и через систему социальных гарантий. Социальные гарантии – это обязательства государства перед своими гражданами по удовлетворению ряда социально важных потребностей. Система социальных гарантий включает в себя:

— гарантии равного доступа к социально приоритетным благам (образованию, медицинскому обслуживанию);

— гарантии реализации способностей к труду;

— гарантии доступа работника к процессу принятия управленческих решений;

— гарантии распределения по труду;

— гарантии в сфере обмена: равный доступ к рынкам товаров и услуг, товарное покрытие денежных доходов;

— гарантии в сфере потребления: свободный выбор направлений, форм и способов использования доходов, качество и безопасность для здоровья реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

— гарантии обеспечения экологической безопасности;

— гарантии защиты гражданских свобод каждой личности.

Основой социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты – это установленные государством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться недопустимо. Такие минимальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.

Модели социальной политики.Каждое государство, учитывая особенности исторического развития, уровень экономического развития и другие обстоятельства, реализует свою социальную политику. Однако в основе этого многообразия, если отвлечься от национальной специфики, лежат два основных подхода к социальной защите граждан страны: то ли она направлена на защиту всех слоев населения, то ли только наиболее обездоленных. В соответствии с этим различают социально-демократическую и либеральную модели социальной политики.

Социально-демократическая модель социальной политики основана на праве всех граждан страны на социальное обеспечение. Государство берет на себя обязанность обеспечивать определенный уровень жизни всем слоям населения и не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Реализация этой модели обуславливает необходимость перераспределения через систему налогообложения значительной части национального дохода в пользу малоимущих слоев населения.

Либеральная модель социальной политики делает ставку на социальную защиту только наиболее уязвимых слоев населения посредством реализации различных программ социальной помощи, финансируемых как за счет средств бюджета различного уровня, так и различных негосударственных фондов социального страхования и социальной поддержки. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность.

Для других слоев населения наиболее приемлемым методом социальной защиты в этой модели признается высокая активность граждан в решении своих экономических и социальных проблем. Поэтому государство, сводя до минимума свою ответственность за благополучие граждан, создает все необходимые условия для высокоорганизованного и достойно оплачиваемого труда, роста личных сбережений.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие цели фискальной политики государства и с помощью каких инструментов достигаются эти цели?

2. Охарактеризуйте автоматическую и дискретную фискальную политику.

3. Что такое бюджетный дефицит и каковы его причины?

4. Как возникает государственный долг и каковы его последствия для страны?

5. Назовите цели денежно-кредитной политики и ее инструменты.

6. Что понимается под политикой «дорогих» денег, в каком случае и каким образом она реализуется?

7. Какие основные направления включает в себя социальная политика?

8. Что представляет собой система социальной защиты, и каковы ее основные элементы?

9. Дайте характеристику основным моделям социальной политики.

Государственный долг может финансироваться путем

В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло обеспечить рефинансирование государственного долга и рассчитаться по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведении новации ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенные в обращение до 17 августа 1998 г. обменивались на новые выпуски государственных ценных бумаг со сроком погашения три, четыре года и пять лет. 10% выдавалось в виде денежных средств. Физическим лицам — резидентам РФ и некоммерческим организациям — при осуществлении новации предоставлялось право получения полной суммы погашения в денежной форме. [c.223]

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, [c.199]

Рефинансирование государственного долга просто означает перераспределение долга — продажу новых облигаций для погашения старых . [c.918]

Вскоре стало очевидно, что рефинансирование государственного долга — вроде бы, неразрешимая проблема. Программа МВФ исходила из того, что отечественные держатели ценных бумаг при наступлении сроков погашения возобновят их (реинвестируют) единственный вопрос заключался в том, по какой цене. Если бы правительство умело успешно собирать налоги, то процентные ставки в конечном счете снизились бы до приемлемого уровня, скажем, до 25%, и кризису был бы положен конец. Но в этих рассуждениях специалисты МВФ упускали из виду тот факт, что значительная доля облигаций принадлежала отечественным держателям, которые могли возобновить покупку ГКО, по которым истекали сроки, по любой цене. Компании были вынуждены платить налоги, но они уже не могли реинвестировать в ГКО соответствующие суммы. Однако еще важнее, что банковский сектор, за исключением принадлежащего государству Сбербанка, покупал ГКО на заемные средства. В связи со снижением активности на рынке акций и облигаций большинство банков стали неплатежеспособными, а те, что еще оставались платежеспособными, лишились возможности возобновлять свои кредитные линии. В результате они не только перестали быть покупателями, но вынуждены были ликвидировать некоторые из своих активов, чтобы внести гарантийные депозиты. Значительная часть средств была заимствована у иностранных банков, некоторые из этих банков даже попытались изъять свои средства. Массовый сброс деноминированных в долларах российских долговых обязательств привел к их обесценению до рекордно низкого уровня. Разрастался полномасштабный банковский кризис. [c.102]

Специальные выпуски облигаций. Для снижения бюджетного дефицита и привлечения сбережений населения для финансирования и рефинансирования государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску специальных займов , предназначенных к размещению в страховых и пенсионных фондах, а также правительственных учреждениях. Облигации таких выпусков не продаются, их нельзя передавать другим лицам, но они могут быть предъявлены к оплате через определенное время (обычно год) со дня их выпуска. [c.50]

Рефинансирование государственного долга — выплата правительством владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения денег, полученных от продажи новых ценных бумаг, либо обмен погашенных ценных бумаг на новые. [c.434]

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. [c.29]

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке I определяется ставкой рефинансирования. [c.137]

Рефинансирование государственного долга [c.540]

Рефинансирование государственного долга (22) [c.809]

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга. [c.25]

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. [c.200]

Рефинансирование. Нет никаких причин, по которым государственный долг должен был бы уменьшиться, а тем более исчезнуть. Когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. (Мы знаем, что в ослабленной экономике такая фискальная политика была бы ошибочной.) На самом деле правительство рефинансирует свой долг оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций. [c.397]

С государственным долгом связаны следующие серьезные проблемы а) выплата процентов по долгу, вероятно, увеличивает неравенство в доходах б) процентные платежи по долгу требуют повышения налогов, что может подорвать экономические стимулы в) государственные займы для рефинансирования долга или выплаты процентов по нему могут привести к росту процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций. [c.408]

Ключевой вопрос. Обсудите два способа оценки величины государственного долга. Чем внутренний долг отличается от внешнего долга Каковы последствия погашения внутреннего долга А внешнего долга Объясните различие между погашением и рефинансированием долга. [c.409]

Доходность ГКО на протяжении года являлась одним из ключевых макроэкономических ориентиров наряду с таким показателем, как ставка рефинансирования. К концу года усилия ЦБ и Минфина по созданию эффективного механизма привлечения нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ отразились в снижении доходности облигаций и тем самым — стоимости обслуживания внутреннего государственного долга в части этих государственных ценных бумаг. Если в начале 1996 года показатель доходности ГКО, взвешенной по всем выпускам в обращении, составлял более 100% годовых, в июне достигал 170%, то к концу года доходность снизилась до 30 —35%. [c.64]

Перед государством же стоит важнейшая задача с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета. [c.94]

Рефинансирование государственного или муниципального долга -погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. [c.483]

Внутренний долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает, краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. [c.125]

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ — 1) погашение государственного долга путем выпуска новых займов, главным образом заменой краткосрочных обязательств долгосрочными ценными бумагами 2) продажа компанией новых ценных бумаг с целью использования полученных денег для изъятия из обращения существующих ценных бумаг. Обеспечивается экономия затрат по выплате процентов, продление срока погашения займа. [c.108]

Однако уже в мае 1998 г. на российском финансовом рынке сложилась кризисная ситуация. На рынке государственных ценных бумаг это выразилось в активной продаже инвесторами ГКО, что вызвало падение цен на эти облигации и, соответственно, рост их доходности. По мнению специалистов, рост доходности ГКО явился свидетельством появления у инвесторов серьезных сомнений по поводу темпов и достаточности проводимых в России реформ в стране продолжался спад производства, а в первой половине 1998 г. наблюдалось снижение мировых цен на нефть, золото и цветные металлы. Поскольку эти виды сырья — основная статья российского экспорта, за счет которого в страну поступает валютная выручка, это отрицательно сказалось на состоянии торгового баланса. Центральный банк принял решение поднять ставку рефинансирования до 150% годовых, назвав это необходимой, но временной мерой, призванной стабилизировать ситуацию с внутренним государственным долгом РФ. Данные обстоятельства вынудили российское правительство обратиться к международным финансовым организациям с просьбой о предоставлении нового кредита. Министерство финансов заверило, что [c.549]

Во-первых, это использование правительством полномочий по рефинансированию долга. У правительства, по их мнению, нет никаких причин сокращать государственный долг либо полностью его ликвидировать, ибо у него есть возможность рефинансировать свой долг, т.е. продать новые облигации и использовать выручку для выплаты держателям погашенных облигаций. [c.520]

Чем реструктуризация государственного долга отличается от конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирования [c.580]

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ — 1) погашение государственного долга путем выпуска новых займов 2) мобилизация коммерческими банками ресурсов для покрытия выданных ссуд или текущего кредитования. Необходимость Р. обусловлена типичной в повседневной деятельности банков трансформацией краткосрочных вкладов в средне- и долгосрочные кредиты, а также поддержанием на требуемом уровне ликвидности, в том числе баланса, особенно перед завершением операционного года. В качестве источников Р. банки используют средства центральных банков, а также ресурсы межбанковского рынка, включая международный (еврорынок) 3) один из основных методов денежно-кредитной политики центрального банка. Представляет собой кредитование центральным банком коммерческих банков, включая переучет векселей. [c.151]

Обратная сторона медали открытого для нерезидентов рынка государственных ценных бумаг обнаружилась в конце октября 1997 г. Кризис на финансовых рынках Юго-Восточной Азии привел в резкому оттоку иностранного капитала и с российского рынка. Вследствие массового сброса государственных облигаций их доходность к концу года снова превышала межбанковскую ставку процента и ставку рефинансирования. Центральный банк не смог долго противостоять повышению доходности государственных облигаций посредством закупок на открытом рынке. Увеличивающееся вследствие этого количество находящихся в обращении денег усиливало давление на обменный курс рубля, который и без того проявлял тенденцию к повышению из-за оттока иностранного капитала и сокращения положительного сальдо торгового баланса после падения мировых цен на основные экспортируемые товары. Поэтому Центральному банку пришлось не только почти удвоить ставку рефинансирования, но и расширить на треть границы валютного коридора. Так проявил себя иронический , как назвал его П. Самуэльсон, парадокс наличие большого государственного долга увеличивает силу Центрального банка, обеспечивая широкие маневры на денежном рынке, но одновременно ограничивается возможность прове- [c.504]

В то же время странно вел себя Сберегательный банк, особый статус которого определяется тем, что контрольный пакет его акций принадлежит Центральному банку России. Являясь крупнейшим после Центрального банка держателем государственных ценных бумаг, Сберегательный банк отказался от рефинансирования своего портфеля государственных облигаций, срок оплаты которых приходился на вторую половину июля, способствуя тем самым краху отечественного рынка государственного долга. Оригинальность этого поступка была отмечена даже в докладе МВФ, посвященном финансовому кризису в России.9 [c.509]

Это интересно:  Как долго делается ИНН

Правительство В. Черномырдина, бывшее у власти в момент начала азиатского и российского финансового кризиса, успело использовать две различные модели финансовой политики. В первые два месяца правительство продолжало существенные заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках, а Центральный банк поддерживал одновременно процентные ставки (за счет покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке) и валютный курс (за счет постоянных интервенций на валютном рынке). В последующие четыре месяца правительство несколько снизило уровень заимствований, ограничиваясь рефинансированием погашаемого долга, а Центральный банк полностью переключился на поддержку валютного курса, не оказывая прямого воздействия на уровень процентных ставок. [c.25]

Планы правительства фактически подразумевали необходимость полного рефинансирования основной части государственного долга за счет новых займов и покрытие процентных платежей за счет доходов бюджета — нулевой первичный дефицит. Но было понятно, что даже если крупные инвесторы будут продолжать поддерживать рынок, отток мелких инвесторов неизбежен, и для предотвращения долгового и валютного и долгового кризиса необходима либо более быстрая корректировка налогово-бюджетной политики, либо крупные кредиты международных финансовых организаций. [c.31]

Объявление Банка России 24 июля о снижении ставки рефинансирования было воспринято участниками финансового рынка как мера несвоевременная и малообъяснимая даже с учетом кредитов, предоставленных МВФ. Она не переломила пессимистического настроя — спрос на иностранную валюту был уже достаточно высок и имел тенденцию к дальнейшему росту. Ситуация ухудшалась, обороты на валютном рынке выросли в 4 раза. Уже с конца июля Банку России с целью стабилизации обстановки вновь пришлось прибегнуть к валютным интервенциям. В целом за июль сокращение валютных резервов ЦБР за счет проводимых интервенций составило 3,2-3,7 млрд дол., что практически соответствовало полученным кредитным ресурсам с учетом платежей по государственному долгу. [c.33]

Если проанализировать структуру источников внутреннего финансирования на 2006 г., то за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 238,2 млрд руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 68,4 млрд руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2006 г. составит 169,8 млрд руб. При этом необходимо отметить, что в 2006 г. не планируется сокращение объема государственного долга. По этой причине погашение текущего долга будет осуществляться посредством рефинансирования. Доходы от приватизации федерального имущества и земельных участков должны составить в 2006 г. соответственно 31,0 млрд руб. и 8 млрд руб. [c.77]

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования. [c.72]

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов, главным образом заменой краткосрочных обязательств долгосрочными ценными бумагами. Синоним — рефундирование. [c.292]

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. [c.309]

Могло ли государство заранее предвидеть результаты высоких налогов, запредельной ставки рефинансирования, пирамиды государственных казначейских обязательств (ГКО), допуска на рынок ГКО западных капиталов В принципе — должно было предвидеть. И в то же время, экономическая наука не выработала механизма комплексного изучения экономики. Категория денежное хозяйство страны и призвана восполнить этот пробел. Это не означает, что достаточно познать механизм воздействия этой обобщающей категории на воспроизводственный процесс, и у нас сократится государственный долг, остановится инфляция, решатся проблемы аграрного и военно-промышленного комплексов. Разумеется, ничего такого не произойдет. Но когда экономическая наука считает финансы и кредит разными категориями и не пытается установить их взаимное влияние на воспроизводство, принимаются решения, вследствие которых Сбербанк становится обычным коммерческим банком. Известно, что система сберегательных касс потому гарантируется государством, что сбережения населения составляют основу государственного кредита. С переводом Сбербанка на положение кредитного учреждения Правительство России лишило себя значительного источника дешевого заимствования, оставаясь гарантом вкладов населения. Вместо 15% годовых, государство берет кредиты у коммерческих банков под 60%. Незавершенность земельной оебоомы лишает кредитный и вторичный финансовый рынок такого важного [c.6]

России на мировой кредитный рынок, однако институт государственного долга сохранился. Первый государственный заем, проведенный правительством Советской России — хлебный заем 1922 года. Советское правительство нуждалось в финансовых ресурсах, и, поскольку мировой кредитный рынок был закрыт для страны, основные усилия по развитию механизма государственных заимствований были перенесены на внутренний рынок. Для достижения успеха были предприняты шаги по выпуску привлекательных для населения займов. Цель была достигнута путем продажи облигаций ниже номинала и высоких процентных доходов, выплачиваемых инвесторам. Интерес к этим займам был достаточно велик, но расходы по их обслуживанию довольно высоки. Например, 5%-й заем 1925 года обеспечивал доход 28% годовых1. Такое управление государственным долгом привело к росту государственной задолженности она увеличилась с 2,5 млн руб. на 01.10.1922 г. до 662 млн руб. на 01.10.1925 г.2. В конце 1920-х годов правительство, учитывая необходимость получения средств на рефинансирование накопленной задолженности, проведение политики индустриализации и недостаточный доступ на внешний рынок капиталов, расширило внутренние заимствования. К этому времени оно отошло от принципов рыночного управления государственным долгом, доходность займов резко снизилась. К1930 году ликвидируются фондовые биржи, а новые займы размещаются среди населения уже в принудительном порядке. [c.73]

В качестве правопреемника СССР Россия приняла на себя и обязательства по его долгам (к началу 1992 года внутренний долг достиг размера в 1050 млрд руб.2, а внешний долг СССР оценивался в 96,6 млрд долларов США3. Решение проблемы внешнего долга заключалось в выплате западным кредиторам во второй половине 1990-х годов ежегодно 15—18 млрд долларов, однако, учитывая реальное положение дел в экономике страны, такой путь был невыполним. Долговое бремя усугубилось проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования расходов государства, что обусловило необходимость поиска скорейшего решения этого блока проблем. Если проблему внутреннего государственного долга удалось отчасти решить путем инфляции и обесценения сбережений населения, то при решении проблем внешнего долга Российская Федерация столкнулась с необходимостью его рефинансирования и поиска компромисса с кредиторами. В 1995 году под давлением кредиторов и МВФ, членом которого Россия стала в июне 1992 года, она отказалась от практики финансирования дефицита государственного бюджета посредством кредитов Центрального банка РФ и перешла к заимствованиям посредством рынка ценных бумаг. При этом ориентиром для Правительства РФ служил опыт промышленно [c.74]

Казначейские билеты со сроком погашения от I года до 10. чет, занимают среднее место на кривой до ходи ист и. Они продаются Федеральной резервной системой ( Federal Reserve) частным иннесторам с целью финансирования текущих правительственных программ и рефинансирования государствен-нот долга. По ним существует активный вторичный (дилерский) рынок. [c.215]

Сроки погашения государственного долга США зависят от целого ряда факторов. Конечно, со временем срок до погашения (term-to-maturity) (время, остающееся до дня погашения) находящихся в обращении бумаг будет сокращаться. Казначейство имеет большие полномочия в выборе сроков погашения новых выпусков и может участвовать в рефинансировании. Иногда устанавливаемые Конгрессом ограничения на объем выпуска и величину процента, выплачиваемого по определенным группам инструментов, могут приводить к тому, что предпочтение будет отдаваться другим инструментам. Выпуск долговых бумаг может использоваться в качестве особого метода государственной экономической политики с целью воздействия на текущие процентные ставки бумаге различными сроками погашения. [c.382]

Рассмотрим случай взаимоисключаемости целей. Допустим, правительство ставит задачу стимулировать производителей неинфляционным способом и, в то же время, решить проблему бюджетного дефицита, также не вызывая инфляции. В таком случае правительство будет стараться не ухудшать условий кредита (не повышать процентных ставок), следовательно для покрытия бюджетного дефицита уже не подойдет ни рефинансирование, ни монетизация государственного долга. Что остается Если поправлять бюджетную ситуацию повышением ставок налога, то это противоречит первой цели. Впрочем, любая из перечисленных мер в данном случае приведет к инфляции издержек или спроса. [c.565]

С долговременной точки зрения контроль над отношением долга к ВВП может стать ключевым направлением макроэкономической политики. Пока Россия практически не использовала возможности новых заимствований из-за их высокой стоимости и из-за посткризисного синдрома властей, объясняющего чрезмерно осторожное их отношение к подобной практике рефинансирования государственных обязательств. Однако перезаимствования являются стандартной техникой управления государственным долгом, и Российская власть вряд ли сможет воздерживаться от такой практики сколь угодно долго. Но именно по этой причине необходимо разработать долговременную стратегию управления внешним долгом, позволяющую ограничить его соотношение с ВВП. [c.5]

Смотреть страницы где упоминается термин Рефинансирование государственного долга

Финансовое право Издание 3 (2005) — [ c.556 ]

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешне­го займа

Внешний займ — это займ у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или междуна­родных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюд­жета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как с самой суммы долга, так и процентов по долгу);

2) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

3) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

12.3. Государственный долг, его виды и последствия. Меры по управлению государственным долгом

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Причиной появления и увеличения государственного долга является фи­ксирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами по­крытия бюджетного дефицита).

Соответственно различают два вида государственного долга:

1) Внутренний государственный долг — это совокупная задол­женность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Управление государственным долгом осуществляется следующими мерами: для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа, государство может прибегнуть к:

а) рефинансированию, т.е. выпуску новых займов;

б) конверсии, т.е. изменению условий займа относительно доходности;

в) консолидации государственного долга, т.е. изменению условий относительно сроков (превратить краткосрочные облигации в средние и долгосрочные).

2) Внешний государственный долг — это суммарная задолжен­ность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики явля­ется:

— отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП(Y) (доля дол­га в ВВП);

— отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.

Правительство обычно не пога­шает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирами­ду. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга за­ключаются в том, что:

— снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средст­ва из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

— перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

— усиливается неравенство в доходах;

— рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производствен­ного потенциала страны;

— создается угроза высокой инфляции в будущем;

— необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повы­шения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

— дефицит государственного бюджета может стать хроническим явле­нием;

— может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состо­ят в том, что:

— выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются произ­водственные возможности и эффективность национальной экономики;

— бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что мо­жет привести к снижению уровня их благосостояния;

— при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза исто­щения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к ва­лютному кризису;

— возникает угроза долгового кризиса.

Чтобы погасить внешний долг, можно:

— отдать часть ценных бумаг привлекательной компании;

— договориться о том, чтобы выплатить долг позднее (реструктуризация долга);

— продать долги тех стран, кто должен вам.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долгна 1 ноября2011 годасоставил 36,0 млрд.долларов, что является одним из самых низких показателей вЕвропе. По относительным показателям, российский внешнийгосдолгсоставляет 5-10 % от объемаВВПстраны. По данным рейтингового агентстваMoody’s, внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это самый низкий показатель среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.

В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд. евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов.

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % отВВПстраны [ . После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010гг.,госдолгдолжен был удерживаться в рамках 2,5 % отВВП.

Динамика государственного внешнего долга России

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стал стремительно сокращаться. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 %ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год(146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Меры по управлению государственным долгом:

— недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства;

— поиск средств для выплаты долга;

— нейтрализация негативных последствий государст­венного долга;

— эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Пути решения проблемы внешнего долга – это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы. Для этого Россия ведет переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. В первую очередь предстоит урегулировать ту часть долга, которая перешла к России от бывшего СССР.

В то же время многие иностранные государства и страны члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. дол. Основные должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.

Есть еще один аспект этой проблемы. По различным оценкам, сумма валютных средств, принадлежащих российским предпринимателям, незаконно вывезенная за рубеж и находящаяся в зарубежных банках, составляет 100–150 млрд. дол. Возвращение этих денег в Россию могло бы помочь решению многих экономических проблем.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector