+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какой внешний долг России на сегодняшний день

По итогам 2018 года объём внешнего долга России достиг минимальной отметки за последние 10 лет. Согласно данным Центробанка, соответствующая сумма уменьшилась на 12,4% ($64,4 млрд) и по состоянию на 1 января 2019 года опустилась до $453,7 млрд. В последний раз показатель находился вблизи такой отметки в апреле 2009-го и составлял $445,5 млрд.

Как следует из материалов ЦБ, на сегодняшний день основная часть внешнего долга страны ($312,3 млрд) приходится на частный сектор. Так, в 2018-м нефинансовые организации сократили объём задолженности на 9,4% — до $312,3 млрд, а банковский сектор — на 17,5%, до $85,3 млрд.

Отметим также, что на долю государства сейчас приходится лишь 12% ($56,2 млрд) от общего объёма российского внешнего долга. В целом за 2018 год задолженность федерального правительства уменьшилась на 20,8% — до $44,1 млрд, а Центробанка — на 16,6%, до $12,1 млрд.

Главный экономист «БКС Глобал Маркетс» Владимир Тихомиров в интервью RT рассказал, что на фоне роста стоимости кредитования во всём мире низкий уровень задолженности — порядка 28% ВВП — является одной из главных сильных сторон национальной экономики.

Более того, как объяснила в беседе с RT заместитель директора информационно-аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова, нестабильная ситуация в глобальной экономике на данный момент создаёт определённые риски для нацвалют развивающихся государств. В результате заимствования в валюте для этих стран (и для России в том числе) становятся всё менее привлекательными.

«Займы в валюте сегодня рискованные и невыгодные. Поэтому сейчас гораздо проще и дешевле делать их внутри страны, чем и занимается Минфин, а также крупные корпоративные заёмщики. Так что сокращение внешнего долга — это абсолютно адекватная мера, которая соответствует всем внешним вызовам. Данные ЦБ говорят о том, что и страна, и бизнес имеют хороший запас прочности в условиях рисков для рубля», — пояснила Мильчакова.

Более того, сокращение объёмов внешней задолженности эксперты также связывают с текущим состоянием бюджета страны. Так, в условиях профицита государственной казны у России нет необходимости в дополнительных заимствованиях. Об этом в интервью RT рассказал директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

По данным Министерства финансов, в 2018 году бюджетный профицит в России достиг 2,7% ВВП. Так, положительная разница между доходами и расходами казны составила 2,746 трлн рублей. Отметим, что полученное значение превысило заложенный в законе о бюджете показатель в 2,1% ВВП.

Одновременно с этим эксперты указывают и на высокий объём международных резервов Банка России. Согласно материалам регулятора, в 2018 году соответствующая сумма составила $468,5 и превысила показатель внешнего долга $453,7 млрд.

«Сложившаяся ситуация говорит о том, что внешний долг у нас обеспечен. Причём стоит отметить, что сейчас 20% от наших резервов приходится на золото. Это означает, что мы платёжеспособны, и если вдруг от нас неожиданно потребуют досрочного погашения долга, то у нас будут средства для выплаты. Важно, что мы независимы от кредиторов — в отличие от таких стран, как, например, Аргентина или Украина», — объяснила Наталья Мильчакова.

По оценке Георгия Остаповича, сейчас объём российского госдолга остаётся одним из самых низких в Европе. Вместе с тем, как объяснил эксперт, на сегодняшний день многие развитые страны, напротив, всё чаще склонны увеличивать объёмы своей долговой нагрузки. Так, например, в Японии соответствующий показатель составляет около 250% ВВП, в США — более 100%, а в Италии — порядка 120%.

На этом фоне, как полагает Остапкович, по мере прогнозируемого правительством ускорения российской экономики международные рейтинговые агентства будут пересматривать суверенный рейтинг страны в сторону повышения. В результате России будут выдавать заимствования под более низкие проценты и государство сможет вновь начать постепенно увеличивать внешний долг для инвестиций в эффективные проекты.

Внешний долг России: 1994 – 2019

Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.

При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.

Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.

Совокупный внешний долг России – динамика по годам (данные ЦБ РФ):

на 01.01.1994г. – 118,007 млрд. долларов

на 01.01.1995г. – 126,810 млрд. долларов

на 01.01.1996г. – 132,850 млрд. долларов

на 01.01.1997г. – 153,044 млрд. долларов

на 01.01.1998г. – 182,883 млрд. долларов

на 01.01.1999г. – 188,534 млрд. долларов

на 01.01.2000г. – 178,256 млрд. долларов

на 01.01.2001г. – 160,234 млрд. долларов

на 01.01.2002г. – 146,553 млрд. долларов

на 01.01.2003г. – 151,302 млрд. долларов

на 01.01.2004г. – 184,955 млрд. долларов

на 01.01.2005г. – 213,335 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 195,631 млрд. долларов;
в национальной валюте – 17,704 млрд. долларов)

на 01.01.2006г. – 257,204 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 227,754 млрд. долларов;
в национальной валюте – 29,450 млрд. долларов)

на 01.01.2007г. – 313,214 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 250,587 млрд. долларов;
в национальной валюте – 62,627 млрд. долларов)

на 01.01.2008г. – 464,384 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 361,402 млрд. долларов;
в национальной валюте – 102,982 млрд. долларов)

на 01.01.2009г. – 479,823 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 396,741 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,082 млрд. долларов)

Это интересно:  Если ранка долго не заживает

на 01.01.2010г. – 466,294 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 381,178 млрд. долларов;
в национальной валюте – 85,115 млрд. долларов)

на 01.01.2011г. – 488,537 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 393,168 млрд. долларов;
в национальной валюте – 95,369 млрд. долларов)

на 01.01.2012г. – 538,884 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 410,226 млрд. долларов;
в национальной валюте – 128,658 млрд. долларов)

на 01.01.2013г. – 636,421 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 458,694 млрд. долларов;
в национальной валюте – 177,726 млрд. долларов)

на 01.01.2014г. – 728,864 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 541,902 млрд. долларов;
в национальной валюте – 186,962 млрд. долларов)

на 01.01.2015г. – 599,901 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 492,777 млрд. долларов;
в национальной валюте – 107,124 млрд. долларов)

на 01.01.2016г. – 518,489 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 435,271 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,217 млрд. долларов)

на 01.01.2017г. – 511,697 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 401,166 млрд. долларов;
в национальной валюте – 110,531 млрд. долларов)

на 01.01.2018г. – 518,872 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 381,449 млрд. долларов;
в национальной валюте – 137,423 млрд. долларов)

Долги России на 2019 год перед другими странами

Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.

Кредиторами для государства могут быть:

  • другие державы;
  • финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
  • нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).

Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:

  1. Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
  2. Среднесрочные – на 5 лет.
  3. Долгосрочные – на 30 лет.

Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.

Государственный внешний долг России

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
    • межбанковские кредиты;
    • векселя;
    • ценные бумаги;
    • облигации.
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Управление внешним долгом

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

  • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
  • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.

Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Мнение экспертов

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

Это интересно:  Ерц днр проверить задолженность

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

Внешний долг России

В начале 90-х годов российским правительством было принято решение разделять задолженность на внешнюю и внутреннюю. На текущий момент внешний суверенный долг определяется в валюте страны кредитора, внутренняя задолженность исчисляется в рублях. Регулирующим внешние кредитные обязанности РФ документом, является бюджетный кодекс, формулировка термина «внешний долг» дается в статье 6 данного документа.

Кредитная структура

Ответственными за исполнение долговых обязательств органами, признаются:

  1. Центробанк РФ
  2. Федеральная администрация
  3. Администрация субъектов федерации

Регистрационные функции, структурное информирование, формирование истории и распределение финансовых потоков по платежам – все это функции Центробанка, выполняющего ключевую роль в иерархии кредитных обязательств. Основными источниками заемных средств являются соседние государства, МФО и фонды, организованные международными финансовыми структурами или частными лицами.

История российского госдолга


Хронологически правильно будет вести учет накопления госдолга с момента официального появления Российской Федерации, как субъекта международных финансовых отношений. Данное событие произошло в 1991 году, в момент распада СССР. Объявив себя приемником, вновь появившееся государство взяло на себя и долговые обязательства Советского Союза.

В сложный экономический период, накопленные долги не давали молодому государству возможности полноценно развиваться. Кредиторы практически не получали платежей по обязательствам распавшегося Союза и за период в 8 лет (к середине 1998 года) суверенная задолженность составила более $188 миллиардов. Накопление долга привело к дефолту по внешним обязательствам и ввергло страну в глубочайший кризис.


Россия до сих пор погашает долги Советского Союза. Процедура выплат началась в 2000 году, с момента выхода государства из нисходящего тренда и повышения цен на сырье. К середине 2006 года была полностью погашена задолженность России перед Парижским клубом в сумме $22,5 млрд. Регулярное внесение платежей и нормализация экономической обстановки привели к повышению кредитного рейтинга страны и сделали доступными новые займы.

В связи с этим уже в 2008 году задолженность РФ превысила $0,5 трлн. В период с 2013 по 2017 годы было выплачено по внешним обязательствам более $1 трлн, среди получателей платежей были такие страны как: Финляндия, Чехия, Черногория и т.д. В настоящее время скорость накопления долга значительно ниже чем до 2014 года, причиной тому являются международные санкционные ограничения.

Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?


Последние отчеты ЦБ свидетельствуют о быстрых темпах снижения госдолга РФ, так с января 2018 года, в процентном соотношении с ВВП задолженность сократилась до 33%, тогда как ранее, это значение превышало 40%. Такая динамика считается позитивной и ведет к умеренному росту экономики в перспективе.

Согласно прогнозам к концу года должно быть выплачено более $50 млрд. Из планируемой суммы уже выплачено $21,4 млрд (отчет за 1-й квартал). За оставшееся время планируется исполнить обязательства на $30 млрд, но данная цифра является приблизительной.

Несмотря на фактическое сокращение задолженности, относительно ВВП данный показатель будет расти. Если быть точнее, размер долга останется на прежнем уровне или будет расти медленно, тогда как ВВП, по расчетам экспертов будет сокращаться в течении нескольких лет, в виду санкций и снижения деловой активности. Ожидается значительное удешевление национальной валюты и снижение мировых цен на углеводороды.

Эксперты относят текущую динамику роста суммы долга некритичной и вполне приемлемой. В сравнении с экономиками прочих государств, заимствования РФ кране малы и в несколько раз перекрываются фондированными средствами и капитализацией работающих на территории страны компаний.

Аналитики уверены, что РФ не перестанет брать в долг и будет постепенно увеличивать общую задолженность, совершая периодические выплаты. Относительный показатель госдолга России составляет от 5 до 10%, что является практически минимальным значением (меньше только у четырех стран).

Структура госдолга РФ


Понятие государственного долга отражает определенную структуру. То есть формирование долга происходит путем приобретения государством обязательств, через определенные финансовые инструменты, в том числе:

  • евробонды;
  • ОФЗ;
  • ОВГВЗ;
  • ценные бумаги расписки с разным сроком погашения;
  • аккредитивы банковских организаций;
  • комиссионные банковские операции (инкассо);
  • векселя и т.д.

В настоящее время Российская Федерация имеет прямую задолженность только перед одним государством – Южной Кореей. Договора с данным кредитором предусматривают исполнение обязательств в 2025 году. Практически весь объем задолженности перед иностранными структурами был накоплен Советским Союзом и погашен в период с 1991 по 2017 годы.

Прощенные долги


Накопление внешнего долга характерно не только для российской экономики, иные государства также участвуют в процессе финансово-кредитных взаимоотношений, в том числе с Российской Федерацией. Переставший существовать Советский Союз, также активно выдавал займы, РФ не имея возможности принудительно затребовать возврат по долгу несуществующего государства, простила должникам более $594 млн.

В числе государств, чьи долги СССР были списаны новой администрацией: Вьетнам, КНДР, Монголия, Афганистан, Ирак, Сирия. Только с одной Кубы были сняты обязательства в размере $31,7 млрд. Также были прощены долги некоторым африканским государствам, в том числе Ливии, общая сумма прощеного долга в данном направлении превышает $0,02 трлн. Списание долгов позволяет ускорить развитие стран, ранее обремененных обязательствами по кредитам.

С момента списания задолженности, с государствами из списка прощеных должников было заключено множество контрактов, прибыль по которым в разы превысило сумму списанных долгов.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector