+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Первое собрание кредиторов в наблюдении

Первое собрание кредиторов — важнейший этап процесса наблюдения, в ходе которого определяется дальнейшая процедура банкротства и решаются иные, принципиальные для судьбы организации-должника, вопросы. Завершает процедуру наблюдения и является основой для принятия арбитражным судом последующих решений [23].

Организация и проведение первого собрания кредиторов осуществляются временным управляющим (последний абзац п. 1 ст. 12). Оно созывается только по его инициативе (ср. п. 1 ст. 14). В отличие от нормы, установленной в п. 3 ст. 14 Закона, статья 72 определяет, что дату проведения первого собрания кредиторов временный управляющий должен установить не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 3 ст. 62 и ст. 51).

При этом временный управляющий должен иметь в виду, что, возможно, понадобится созыв повторного собрания кредиторов (п. 3 ст. 15 и п. 4 ст. 12). Если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое число голосов конкурсных кредиторов для принятия указанных в п. 1 ст. 73 решений, то созывается повторное собрание кредиторов. В этом случае число голосов должно составлять более 30% общего числа голосов кредиторов с правом голоса (п. 3 ст. 15).

Следует также учитывать, что Закон предусмотрел приостановление дела о банкротстве в случае обжалования решений собрания (комитета) кредиторов (ст. 58).

Арбитражный суд при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов (п. 6 ст. 71). Поэтому временный управляющий при назначении даты проведения первого собрания кредиторов должен учитывать и это обстоятельство, чтобы успеть провести собрание кредиторов в установленные сроки.

Общие правила подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов теперь утверждаются Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 29).

Правом голоса на первом собрании кредиторов обладают только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов производится в порядке и сроки, предусмотренные ст. 13 Закона. В ст. 72 указан круг лиц, которым направляется уведомление. На собрание кредиторов приглашаются только те конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, и требования которых включены в реестр на основании определения арбитражного суда.

Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствует более половины указанных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 4 ст. 12). Неуведомление этих лиц о собрании кредиторов может повлечь признание решения собрания кредиторов недействительным (последний абзац п. 4 ст. 15).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов о сроке, дате и месте проведения собрания кредиторов временный управляющий может также сообщить им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании в соответствии с п. 3 ст. 12.

Временный управляющий, формулируя повестку дня первого собрания кредиторов, должен учитывать компетенцию такого собрания (п. 1 ст. 73 Закона).

В первом собрании кредиторов принимают участие и иные лица, не имеющие права голоса, указанные в п. 3 ст. 72. Они вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов (п. 1 ст. 12). В частности, к конкурсным кредиторам не относятся работники должника по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий. Платежи по этим обязательствам не приостанавливаются в течение всего процесса банкротства. Представитель работников должника принимает участие в первом собрании кредиторов и вправе отстаивать интересы работников. Для этого он должен предъявить документы, подтверждающие его полномочия представлять интересы работников должника [14].

На первое собрание без права голоса приглашается также представитель учредителей (участников) должника, аргументы которого о целесообразности введении финансового оздоровления или внешнего управления также могут быть приняты во внимание.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. Его представитель может быть приглашен для участия в собрании кредиторов без права голоса, как и представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 170).

Такой же порядок участия в первом собрании кредиторов следует применять при банкротстве страховых организаций по отношению к представителю, уполномоченному Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (ст. 183); по делам о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг — к представителям федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующей саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг (ст. 187) и других организаций (ст. 192, 198) [14].

В Законе установлено, что арбитражный суд может отложить дело до принятия решения, но в пределах семи месяцев, отведенных на период наблюдения (п. 2 ст. 75). Это также должен учитывать временный управляющий при определении сроков назначения первого собрания кредиторов.

Для принятия первым собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства необходимо, чтобы финансовое состояние должника отвечало признакам банкротства с учетом состава и установленного размера денежных обязательств и обязательных платежей, определенных в ст. 3 и 4 Закона, и отсутствовали основания для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 53).

Поскольку решение об открытии любой процедуры банкротства принимается на первом собрании кредиторов и может быть введено арбитражным судом сразу после наблюдения, то должны быть предприняты действия к назначению арбитражного управляющего. К ним относятся: определение требований к кандидатуре арбитражного управляющего и определение СРО, которая должна представить в арбитражный суд соответствующую кандидатуру.

Если первое собрание кредиторов приняло решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о финансовом оздоровлении, о проведении внешнего управления или об открытии конкурсного производства, то оно должно определить количественный состав комитета кредиторов и выбрать его членов. Избрание членов комитета кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 18. Согласно п. 2 ст. 17, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, то собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. В этом случае собрание кредиторов может своим решением возложить функции комитета кредиторов непосредственно на собрание кредиторов [27].

Численный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. В комитете должно быть не менее трех и не более 11 членов (п. 4 ст. 17), избираемых из лиц, указанных в п. 1 ст. 18 Закона. Полномочия комитета кредиторов определяются собранием кредиторов.

К иным вопросам, которые могут быть решены первым собранием кредиторов, относится, в частности, принятие решения о заключении мирового соглашения (ст. 150 и 151), а также другие вопросы, решения по которым служат основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 54): констатация отсутствия признаков банкротства; отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов в ходе наблюдения; наличие признаков фиктивного банкротства. В этих случаях решение собрания кредиторов является основанием для обращения в арбитражный суд с ходатайством соответственно о прекращении производства по делу или об отказе в признании должника банкротом.

Это интересно:  Отказ в возбуждении исполнительного производства

Ненаправление временным управляющим в течение 5 дней после проведения первого собрания кредиторов в арбитражный суд протокола первого собрания кредиторов влечет последствия, предусмотренные ст. 69 Закона.

Статья 74 Закона о банкротстве содержит обязательные требования к соответствующей процедуре банкротства, по которой первое собрание кредиторов приняло решение.

Для введения процедуры финансового оздоровления значимыми являются утверждение плана финансового оздоровления и график погашения задолженности. Исходя из графика погашения задолженности устанавливается срок проведения финансового оздоровления. Для отдельных категорий должников важно определение требований к кандидатуре административного управляющего, который должен знать специфику предприятия-должника [14].

При принятии решения о введении внешнего управления обязательным является установление срока внешнего управления. Требования к кандидатуре внешнего управляющего могут быть определены первым собранием кредиторов. Это же собрание вправе сформулировать соответствующие требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

Порядок принятия решения первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения в период наблюдения установлен в ст. 151 Закона.

Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) (ст. 52, 53) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.

Решение арбитражного суда должно быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов. Чтобы избежать неразрешимой ситуации при отсутствии решения первого собрания кредиторов, проведенного в установленные сроки, арбитражному суду предоставлено право отложить рассмотрение дела в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, установить срок проведения первого собрания кредиторов, обязать кредиторов принять решение.

Если на проведение собрания кредиторов не осталось времени в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, арбитражному суду предоставлено право вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления указанных в п. 2 ст. 75 гарантий.

Если такие гарантии не предоставлены, то выносится определение о введении внешнего управления при условии, что суд установит возможность восстановления платежеспособности должника. При отсутствии такой возможности принимается решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, предоставляя арбитражному суду право самостоятельно принять решение о введении процедур банкротства, законодатель не дает возможности кредиторам нерадиво относиться к своим обязанностям, пресекает возможность злоупотребления процедурой банкротства и доводит процедуру наблюдения до логического завершения.

При значительной роли, которую законодательство о банкротстве отводит кредиторам, роль арбитражного суда не сводится к простой констатации принятых собранием кредиторов решений [14].

Анализируя все материалы дела, имея возможность самостоятельно предпринимать меры по изучению финансового состояния должника, арбитражный суд вправе принять решение, направленное на скорейшее восстановление платежеспособности должника вопреки решению собрания кредиторов. Так, при наличии гарантий, установленных в п. 3, он может принять определение о введении финансового оздоровления несмотря на то, что собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства.

Арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего в случаях, когда соответствующий управляющий не был утвержден одновременно с введением процедуры банкротства, а также в необходимых случаях. Одновременно арбитражный суд обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для решения вопросов, связанных с назначением соответствующего управляющего в установленном порядке.

С даты введения процедуры банкротства, установленной в определении арбитражного суда, наблюдение прекращается.

Первое собрание кредиторов. Окончание процедуры наблюдения

Завершение процедуры наблюдения условно включает в себя два урегулированных законодательством момента. Во-первых, это проведение первого собрания в соответствии с Законом о банкротстве, основную роль в процессе созыва которого играет временный управляющий. Во-вторых, это принятие арбитражным судом решения (определения), оговаривающего дальнейшую судьбу предприятия – должника.

Первое собрание кредиторов очень важный для должника этап периода наблюдения. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Право голоса на первом собрании кредиторов имеют конкурсные кредиторы (и уравненные с ними в правах в части предъявляемых требований налоговые и иные уполномоченные органы). Главный признак, в соответствии, с которым участник собрания наделяется правом голоса, установление его требований посредством признания должником или арбитражным судом.

Порядок принятия решений первым собранием кредиторов зависит от принимаемого решения. В литературе отмечается, что решение первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов вступивших в процесс конкурсных кредиторов, а также налоговых или иных уполномоченных органов. Однако на практике решения в соответствии со ст. 15 Закона о банкротстве иногда принимаются большинством голосов кредиторов, присутствующих на собрании. Такой порядок принятия решений является основным и применяется для голосования, во-первых, по всем вопросам (за исключением наиболее важных) на первом собрании и, во-вторых, по всем вопросам на повторном собрании, если первое не было правомочно принимать соответствующие решения.

Закон о банкротстве (ст. 72) перечисляет лиц, которые могут участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника. Представляется, что его нельзя считать исчерпывающим. В собрании кредиторов без права голоса должны иметь возможность участвовать кредиторы, заявившие свои требования по истечении указанных законом сроков либо обжаловавшие определение суда об отклонении их требований. Их участие в собрании не оговорено Законом о банкротстве, но можно считать весьма логичным. Также представляется обоснованной возможность участия в собрании без права голоса кредиторов, не являющихся конкурсными.

Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов.

Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа. В этом случае возможно принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Они также должны определить мероприятия по внешнему управлению, указав в решении предполагаемый срок их проведения, а также выдвинуть кандидатуру внешнего управляющего, сведения о котором необходимо указать в решении. В случае принятия такого решения при недостаточности средств должника на возмещение судебных расходов и выплат кредиторы должны также решить вопрос об источнике указанных платежей [29, с.6].

Если кредиторы убедились в невозможности восстановления нормального функционирования должника, они должны ходатайствовать в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Собрание кредиторов может также решить вопрос о заключении мирового соглашения, выработав его условия. Порядок его заключения регламентируется соответственно 8 главой Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».[5]

Это интересно:  Деньги в долг под залог техники

Временный управляющий обязан представить протокол первого собрания кредиторов в арбитражный суд не позднее недельного срока после даты проведения собрания. Если арбитражный суд обнаружит какие-либо нарушения процедуры проведения собрания или принятия решений, он вправе не утвердить решение собрания кредиторов. В этом случае проводится повторное собрание в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда. Она устанавливается в определении о принятии заявления о признании должника несостоятельным.

Процессуально-правовое завершение процедуры наблюдения определяется законодателем ст. 75 «Окончание наблюдения» Закона о банкротстве, путем принятия арбитражным судом определения или решения по результатам наблюдения.

На основании ходатайства, направленного в арбитражный суд собранием кредиторов в случае его проведения, суд принимает один из следующих документов:

Ø Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Оно может быть принято судом на основе соответствующего ходатайства собрания кредиторов либо по собственной инициативе.

Ø Определение о введении внешнего управления. Оно принимается, прежде всего, при наличии ходатайства кредиторов о введении внешнего управления. Но ни его отсутствие, ни наличие ходатайства об открытии конкурсного производства не лишают арбитражный суд возможности назначить внешнее управление.

Ø Определение об утверждении мирового соглашения. Оно выносится, если мировое соглашение заключено собранием кредиторов в надлежащей форме.

С момента принятия одного из трех названных выше решений или определений период наблюдения считается завершенным. Однако временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения внешнего или конкурсного управляющего.

Правильное применение мероприятий наблюдения способно привести к достижению баланса интересов должника и кредиторов, создать необходимые предпосылки для адекватного разрешения дела о банкротстве. Но в настоящее время это, к сожалению, возможно только при достаточной квалификации временного управляющего, что как, указывалось выше, является весьма проблематичным, и обеспечивается исключительно высоким профессионализмом судей арбитражных судов.

Заключение.

Процедура наблюдения имеет важнейшее значение для определения дальнейшей судьбы предприятия должника, и поэтому наибольших интерес представляет не столько качество ее законодательной базы, сколько реальная возможность реализации ее возможностей на практике.

Важность и качество реализации процедуры наблюдения подтверждает большое число предприятий — должников, в отношении которых оно вводится, и весьма небольшое – в отношении которых оно заканчивается введением внешнего управления. К сожалению, судьба 75% предприятий, в отношении которых было введено наблюдение в настоящее время заканчивается признанием их несостоятельными и открытием конкурсного производства, в течение которого в основном и приводятся в действие выше указанные, скрытые механизмы.

Наблюдение как одна из процедур банкротства осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры принципиально изменило ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов — с другой.

Процедура наблюдения вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Вместе с тем Законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила (упрощенные процедуры банкротства). Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации; отсутствующему должнику; должнику — индивидуальному предпринимателю, а также к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан.

Процедура наблюдения может закончиться, кроме предусмотренных ранее внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, еще и введением финансового оздоровления. Если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст.51 Закона 2002 г., и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку. При отсутствии указанной возможности арбитражный суд принимает решение о введении одной из последующих процедур банкротства в зависимости от оценки финансового состояния должника, проведенной в ходе наблюдения.

Правильное применение мероприятий наблюдения способно привести к достижению баланса интересов должника и кредиторов, создать необходимые предпосылки для адекватного разрешения дела о банкротстве.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)»// «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190.

3. Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ (ред. от 21.03.2002, с изм. от 01.10.2002) «О несостоятельности (банкротстве)»// «Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, N 2, ст. 222. Утратил силу.

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2003, №6.

6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Хозяйство и право, 2005, №2.

7. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2009 г. №129 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009, №7.

12. Ветрянский В. В. «Научно-практический комментарий (постатейный) к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – «Статут», 2003

13. Волнухин К.В. Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика решения проблем правового регулирования процедур банкротства. (наблюдение) // Право и политика, 2004, №6, с.49.

13. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. М., 2006.С. 124.

14. Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). — М., 2007, с.79.

[1] Волнухин К.В. Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) и практика решения проблем правового регулирования процедур банкротства. (наблюдение) // Право и политика, 2004, №6, с.49.

[2] Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). — М., 2007, с.79.

[3] Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. М., 2006.С. 124.

[4] Дорохина Е.Г. «Особенности деятельности временного управляющего при проведении наблюдения» // «Право и экономика», №6, 2004, с.27

[5] «Научно-практический комментарий (постатейный) к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»« (под ред. В.В. Витрянского). – «Статут», 2003;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector