+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Почему Россия прощает долги другим странам

Международная кредитная политическая структура организована так, что почти каждое государство берет в долг у одних и пополняет финансовыми ресурсами бюджет иных стран, которые находятся в области взаимных интересов. При этом вернуть задолженность кредитору реальными деньгами является довольно проблематичным делом. Крупные государства часто прощают долговые обязательства странам, которые не способны вовремя отдать предоставленный им кредит и накопившиеся проценты. Впрочем, в мировой практике является обычным делом и «несписание» долгов, причем даже очень старых. Не составляет исключение и Российская Федерация.

Содержание:

Денежный долг не всегда материальный

Большая часть списываемых долговых обязательств другим государствам именно долгами в прямом смысле слова не представляются. Так как финансовые ресурсы, которые якобы давались в долг, вообще никогда могли и не выходить за пределы страны, дающей кредит, а иногда этих денежных средств даже просто материально не существовало. Объясняется это так: финансовая кредитная помощь в основном дается на строительство, оборудование, пищевые ресурсы, которые нужно было покупать у страны-кредитора, либо на строительство энергетических производств и развитие инфраструктуры, которые должны были делать фирмы страны-кредитора. Вот и получается, что за счет других страна-кредитор просто увеличивала свой ВВП.

Зачем кредитовать страны, которые не смогут рассчитаться

В большинстве случаев Российская Федерация выдавала иным государствам денежную помощь для закупки вооружения, пищевых ресурсов или на постройку различных промышленных, инфраструктурных комплексов либо сельскохозяйственных объектов на территории государств, получающих финансирование. Но почему Россия списывает долги другим странам? Вооружение производилось в нашей стране, пищевые ресурсы тоже, а созданием промышленных, инфраструктурных комплексов либо сельскохозяйственных объектов занимались также наши мастера с поставкой отечественного оборудования на эти комплексы.

Атомная станция как пример кредитования

Примером могут послужить несколько атомных электростанций, которые были построены на территории разных стран российскими специалистами. Эти государства брали денежные кредиты у Российской Федерации на сооружение АЭС, но при этом поставкой стройматериала и возведением станции занимались специалисты нашей страны, предприятие снабжалось отечественным оборудованием. Почему Россия списывает долги? После постройки и оснащения комплекса Российская Федерация еще и получила постоянного покупателя отечественного топлива. Это значит, что финансовые средства страну-кредитора не покидали. С вооружением и закупкой продовольствия дела обстоят точно так же.

Бездолговые кредиты на вооружение

Многие страны имеют задолженность перед Российской Федерацией именно за кредиты, полученные на приобретение оружия. Естественно, денег, которые выделили на закупку оружия для оборонительных или военных целей, государства-получатели кредита и не видели. Они направлялись предприятиям изготовителям военного вооружения, которые находятся на территории России. Выгода такова: промышленные предприятия получают функционирование, заказы на изготовление и модификацию вооружения приходят постоянно, закупка расходных материалов в перспективе.

Россия до сих пор выполняет заказы на модификацию боевого вооружения, которое было продано другим странам еще Советским Союзом за послевоенные годы.

Кредитная схема закупки продовольствия

Приблизительно также дела обстоят и с кредитами на приобретение пищевых ресурсов. Несколько стран Африканского континента занимают лидирующее место по долгу перед Российской Федерацией по закупке продовольственного сырья. Государства берут денежные средства на закупку пшеницы, но финансы в эти страны не поступают, так как сырье выращивается и покупается на территории России либо продаётся из государственного резерва страны. Выгода для России такова: идет постоянная поддержка собственных сельхозпроизводителей, спрос на товар есть всегда, рабочие места фермерам обеспечены.

Отражение безвозвратных кредитов на внутренней жизни страны

В действительности все кредитные пособия рассчитываются как помощь государства своим промышленным учреждениям, начиная с сельскохозяйственных производителей, заканчивая предприятиями энергетического и военного комплексов. Это дает дополнительный спрос на производство товаров и стимулирует развитие отрасли. Многие считают, что лучше направить эти огромные суммы денег напрямую на внутреннюю область экономики, но не могут понять, что данные действия действительно помогают развиваться предприятиям внутреннего рынка страны.

Почему и зачем Россия списывает долги другим странам

Списание долгов происходит по взаимному согласию государств-кредиторов, государств-должников и третьих стран, участвовавших в данном процессе. При этом у каждого участника есть определенная выгода, которая может стоить существенно больше, чем общая сумма полностью выплаченного кредита. Россия производит списание долгов по нескольким причинам.

Полностью избавиться от долговых обязательств практически невозможно. Например, Российская Федерация является цессионарием СССР, а у Союза есть другие государства-должники, для которых выгодно считать, что если Советского Союза как такового больше нет, то задолженностей по кредитам тоже не существует. Также и страну-должника могут коснуться изменения в государственном строе, будь то смена власти при революции, разделение на несколько государств и др.

В таком случае долг может быть заменен разного вида преимуществами для выдающей кредит страны:

  • прибыльные строительные договора;
  • добыча полезных природных ископаемых;
  • заключение выгодных экономических соглашений, по которым будут проходить финансовые средства;
  • договора на поставку высококачественного российского оружия как для ведения боевых действий, так и в оборонительных целях.

На таких процедурах страна-кредитор может еще и неплохо заработать, а страна-должник обеспечивает свое государство постоянным рынком сбыта.

Также склоняют на списание долговых финансовых обязательств с государств, находящихся в зоне заинтересованности РФ, закрепление выгодных двум сторонам сделок, установление политического воздействия на определенный район с помощью постоянного финансирования государств. Финансовая помощь может выдаваться малоразвитым государствам взамен поддержки политического влияния Российской Федерации.

Долги по кредитам списываются для поддержания устойчивой кредитоспособности России на мировой арене. Одни страны выдают кредит с меньшей процентной ставкой, а другим государствам финансовые задолженности прощаются. Выгодно это государствам, но жителей страны это может никак не коснуться.

В обычной практике финансовые долговые обязательства не передаются другим странам, а остаются у кредиторов. Это происходит из-за того, что для плохо развитых в политическом смысле долговых государств, тяжело найти такую страну, которая сможет выплатить долг за него без ущерба себе. Поэтому списать хотя бы часть долга, обменять его на возможное выгодное сотрудничество – более прибыльный вариант.

Списанные долги России другим странам

За последние двадцать лет Россия списала долгов другим странам на сумму примерно 140 миллиардов долларов. Это если учитывать только те кредиты, которые превышают 1 миллиард долларов. Итак, далее о том, какие долги списала Россия. Какие страны получили, по сути, безвозмездную помощь? И сколько Россия списала долгов?

В 1992 году списанный долг России для Никарагуа перед СССР составил 2,55 млрд дол. Общий объем долга — 3,4 млрд, т.е. списано около 90% задолженности. В 2004 году государство долг полностью погасило.

1996 год. Общая сумма долга Анголы перед РФ составляет 5 млрд дол. Долг списан путем возвращения в 2016 году кредита в виде векселей на сумму 3,5 млрд.

2001 год. Из 6 млрд дол. Эфиопии простили 4,8 млрд. В 2005 г. долг страны полностью погашен.

2003 год. Монголии списали 11,1 млрд из 11,4 млрд дол. Оставшуюся сумму в триста миллионов страна выплатила сразу же после списания остальной части долга. Таким образом, долг был погашен полностью.

Тот же год. Лаос. Из 1,3 млрд дол. списано 960 млн.

2004 год. Списанные долги Ираку составили 9,6 млрд из 10,5. Глава государства надеется на то, что в интересах российских компаний будет сотрудничество со страной.

2005 г. Долг Сирии перед РФ составил тринадцать с половиной миллиардов долларов. Списано было почти десять миллиардов. Руководство страны взяло на себя обязанность закупать вооружение у России и проводить модификацию бронетехники.

2006 г. Алжиру прощено почти пять миллиардов долларов.

2007 г. С долга Афганистана списано чуть более одиннадцати миллиардов.

2008 г. Ирану из почти тринадцати миллиардов прощено двенадцать.

В 2008 г. Ливии простили четыре с половиной миллиарда.

В 2010 г. Монголии простили сто восемнадцать миллионов американских долларов.

В 2012 г. с КНДР 11 млрд дол. списали. Остаток долга на сумму более миллиарда будет использоваться в сфере образования, здравоохранения и энергетики при реализации совместных проектов в КНДР.

В 2013 г. Россия списала долг Киргизии на полмиллиарда. 188,9 млн простили сразу, вторую часть долга объемом в триста миллионов долларов будут списывать равными частями в течение последующего десятилетия.

Почему Россия списала долг Киргизии

В 2013 году в России вступил в силу закон, которым было утверждено соглашение о списании кредитного долга Киргизии, в соответствии с которым стране была прощена задолженность в размере 188,9 миллионов долларов. Но это не полная сумма долга.

Киргизия осталась должна Российской Федерации еще 300 млн дол. Эту задолженность было решено списывать частями, а именно по 30 млн дол. за год. При этом Киргизии начислялся процент по финансовой задолженности, однако в марте 2016 года начисление процентов прекратилось. На данный момент из 300 млн дол. долга прощено 60 млн. В апреле 2017 года власти, регулирующие долговые отношения, сообщили о начале переговоров о списании оставшегося объема долга, вместо ежегодного. Протоколом установлено, что после его подписания сторонами страна останется абсолютно ничего не должна России.

Россия списала долг с Киргизии, объясняя это тем, что таким образом она предоставит помощь в развитии республики.

Долги России на 2017 год перед другими странами

На сегодняшний день внешний долг России пред другими странами – это долг перед ними же, только оставшийся от СССР. Из-за отсутствия свободно оборачиваемой валюты, которой можно было оплатить предоставляемые товары и услуги другими странами, приходилось брать кредиты у других стран.

Государственный внешний долг России

Внешний долг РФ исчисляется в долларовом эквиваленте. Он вырос во времена кризиса, когда страна не могла расплатиться с действующими долгами, брала новые кредиты, а по старым начислялись проценты. За предыдущий год задолженность России перед странами-кредиторами выросла на 15,4% и составила почти шестьсот двадцать четыре миллиарда долларов. Наибольший долг у России перед США и ЕС. Он составил 125,3 млрд дол.

Это интересно:  Нарушение сроков выплаты заработной платы ответственность 2019

Планы по погашению внешнего государственного долга на 2017 год

За 2017 год Россия должна выплатить меньшую сумму, чем уже выплачена до этого. Это может объясняться так:

  • РФ в 2017 году смогла сберечь положительную разницу между величиной и ценовой политикой экспорта и импорта, и за первую половину 2016 года эта разница составила 74,7 миллиарда долларов.
  • Государство будет финансировать экспортные поставки товаров за счет погашения долга.
  • Будет произведена смена коммерческих задолженностей на облигационные займы.

В заключение

Списанные долги России составляют крупную сумму в долларовом эквиваленте. Опыт во взаимоотношениях России со своими главными финансовыми должниками в постсоветское время показывает, что далеко не каждая страна, в которую инвестируются крупные денежные средства, оправдывает доверие и целесообразность сотрудничества. Но при этом существует ряд других мероприятий, проводимых по странам-должникам с целью финансового урегулирования государства.

Почему в условиях кризиса Россия прощает долги другим странам?

Недавно премьер-министром России с официальным визитом была посещена Республика Вьетнам. Эта страна входит в список государств, которым Россия когда-то простила достаточно крупный долг. Следует отметить, что за счет «списывания» долгов других стран российская экономика недополучила около $140 миллиардов. В обмен на исчезнувшие доги нам обещают выгодные условия для инвестиций и крепкую дружбу.

Россия — щедрая душа

Россия часто прощала долги, если взять только относительно крупные кредиты, которые превышают $1 миллиард, то получится, что за 20 лет было списано почти $140 миллиардов.

Так в 1996 году Анголе простили сумму в $3,5 миллиарда. Из-за дефолта 1998 года отечественная экономика потеряла около $96 миллиардов. В 1999 Россия списала $14 миллиардов долга группе африканских стран, в состав которой входили Мозамбик, Мадагаскар, Танзания, Мали и несколько других стран. В 2000-м часть 11-ти миллиардного, которая составила $9,5 миллиардов, была прощена Вьетнаму. В 2001 Эфиопии было прощено $3,8 миллиарда из $4,8 миллиардного долга, позже, в 2005 был списан и оставшийся миллиард. В 2003 были прощены $11 миллиардов Монголии. В 2004 Ирак освободился от задолженности в $10 миллиардов. В 2008 $12 было прощено Ираку. Помимо перечисленных стран на «аттракцион щедрости» успели: Куба $30 миллиардов, КНДР $11 миллиардов, Ливия $4,6 миллиарда, Афганистан $11 миллиардов, Алжир $5 миллиардов.

На данный момент перед Россией должны погасить около 50 кредитов. В списке должников находится такие страны как: Босния и Герцеговина, Молдавия, Центральная Африканская Республика, Бурунди, Конго и Гвинея. Таким образом потенциал для неслыханной щедрости существует не малый.

Возникает вполне закономерный вопрос: откуда такая расточительность? $140 миллиардов это около половины бюджета на текущий год. Стоит отметить, что списывание долгов происходит не в самые лучшие для России времена.

Безнадежные долги

Безусловно, Россия разрешает не платить своим должникам не просто так. После списания долгов в обмен наша страна получает какие-нибудь преференции, что гораздо лучше, чем ничего в ситуациях, когда деньги не удается вернуть. Списанные за 20 лет долги находились в разряде «безнадежные», а прощение подобного рода займов позволяло добиться от должника нужных политических и иных решений. Например, прощение долгов КНДР и Кубе позволило России существенно усилить свое влияние в данных регионах. Списав кредит Северной Корее, РФ получила возможность принять участие в проекте реконструкции железнодорожной сети КНДР (стоимость проекта оценивается в $25 миллиардов), а так же получила доступ к минеральным ресурсам страны. Помимо этого Россия планирует проложить газопровод в Южную Корею, который будет проходить через КНДР, а прокладка 700 километров трубы через территорию Северной Кореи стоит около $2,5 миллиардов.

Проблемы инвестиций в экономику стран-должников

Основная проблема инвестиций в Северную Корею заключается в том, что они подвержены большим рискам. Достаточно сложно делать прогнозы по поводу развития событий в КНДР и предполагать направление дальнейшего экономического курса режима Ким Чен Ына.

С долгами Кубы происходит примерно то же самое. Россией был прощено 90% долга Кубы перед СССР и Куба признала, что должна нам $3,5 миллиарда, но этих денег РФ не увидит, так как они будут вложены в кубинскую экономику, а выгода от этих инвестиций более чем сомнительна. Ведь при списывании долга в 30 миллиардов кубинцы обещали совместные проекты в самых различных областях. Обещания были даны еще год назад и ничего не происходит.

До сих пор ничего не слышно о плодотворной работе российских компаний в Ливии, хотя ливийской правительство обещало создать все условия для работы наших предприятий в обмен на списание долга в $4,5 миллиарда.

Россия-должник и ее отличия от России-кредитора

Стоит отметить, что поведение России в роли должника сильно отличается от поведения России в роли кредитора. До момента захвата власти большевиками Россия считалась надежным заемщиком. Перед началом Первой мировой войны наша страна имела самый большой внешний долг в мире, который составлял 60 миллиардов рублей и равнялся 90% ВВП.

В марте 1917 года Временное правительство заявляло о том, что внешний долг будет обслуживаться в нормальном режиме, случилась ее одна революция, и в январе 1918 года Совнаркомом был одобрен декрет об аннулировании всех займов царского правительства. Другими словами большевики просто отказались выплачивать долг империи, который оставался актуальным до конца прошлого века.

Кредиторы дождались момента, когда Россия начнет выплачивать старые займы. В 1996 году Франция и РФ подписали договор о выплате дореволюционного долга, а 2000 году Франция получила $400 миллионов и закрыла кредит. Похожий договор был заключен в 1986 году, он назывался «Договор об урегулировании госдолга дореволюционной России перед Великобританией». Великобритания обязалась выплатить своим гражданам, которые владели облигациями Российской империи, компенсацию за счет 5,5 тонны золота Николая II, хранившегося в одном из английских банков.

Обслуживание советских долгов проходило так же за счет России. Так в 2006 году был полностью погашен долг пред Парижским клубом, который составлял $23,7 миллиарда. В 2013 мы расплатились с Финляндией — $30 миллионов, Черногорией $18 миллионов и Чехией $3,6 миллиарда.

Государственный коллектор

В отличии от России страны, которые выдавали нам кредиты проявили терпение и прождали погашения долгов больше века. Они не признавали долг безнадежным и не пытались за счет списания кредитов получить политическую выгоду. Безусловно не все государства могут расплатиться после того как получат кредит. Зная это необходимо выбирать только надежных заемщиков, тщательно оценивая их возможности.

Разбрасываться деньгами в нынешних условиях не самое мудрое решение, коль уж какой-то стране был списан долг, то необходимо создать службу государственных коллекторов и следить за выполнением обещаний, реализацией совместных проектов и тем какие льготы получают отечественные компании на территории бывшего должника. В противном случае прощенный кредит будет просто прощенным кредитом.

Кому и почему Россия прощает долги

Дата публикации: 14 сентября 2018, 22:30

Глава МИД РФ Сергей Лавров во время ВЭФ заявил, что Россия за 15 лет списала странам Африки более $20 миллиардов. Заявление министра вызвало оживленное обсуждение, хотя на самом деле ту же цифру год назад называл Владимир Путин. Журналисты в 2017 году подсчитали, что за 17 лет Россия «простила» разным странам более $140 миллиардов долгов. С тех пор цифры обновились: Россия списала 240 миллионов Киргизии, 40 миллионов Мозамбику и так далее. Михаил Мельников объясняет, почему Москва так делает.

У каждого списания – своя история

Практически все списания долгов были частью сложных, часто многосторонних соглашений. Например, Ирак – разрушенная междоусобными распрями и американской помощью страна. В свое время товарищу Саддаму Хусейну Абд аль-Маджиду ат-Тикриити удалось убедить сенильное советское руководство в том, что он начинает строить в Ираке социализм и под это дело ему нужно много-много оружия. Ведь если не отобрать у Ирана провинцию Хузестан, то социализм строить трудно. Оружие Союз предоставил в кредит, война закончилась ничем, танки и пушки увязли в пустыне.

Потом иракской оппозиции удалось убедить недалекое руководство США в том, что Саддам имеет оружие массового поражения, тут же прилетели «мирные» американские бомбардировщики, и у Ирака не осталось вообще никаких ресурсов на выполнение многочисленных обязательств. Тогда мировое сообщество решило «обнулить» экономику Ирака. России это обошлось в списание 9,5 миллиардов советских долгов и 12 миллиардов новых. Справедливости ради надо сказать, что 1,9 миллиарда Ирак все-таки выплатил, хотя это, конечно, песчинка в пустыне.

Но крупнейшие подарки от России получает, безусловно, Куба — наш непотопляемый авианосец у берегов США. Уже более полувека мы разными способами спонсируем Гавану, обеспечивая тем самым лояльность своеобразного коммунистического режима «острова Свободы». Свободны кубинцы главным образом от денег и имущества, но их это мало тревожит: во всех международных «рейтингах счастья» страна находится на самых верхних местах, чего, увы, не сказать о России.

В общей сложности за время независимости России мы простили кубинцам долгов на эквивалент $31,7 млрд. Косвенное спонсирование Кубы продолжается и по сей день: российские предприятия поставляют туда технику и оборудование, а деньги на покупку Куба берет взаймы у российских же государственных банков. Обе стороны прекрасно понимают, что час расплаты не пробьет никогда.

$11,1 миллиарда Монголии мы списали в 2003 году. Степное государство, «единственным в мире шагнувшее из феодализма прямо в социализм», когда-то называли «16-й советской республикой». За это надо было платить. Монголы вернули лишь 300 миллионов из советского долга.

Ситуация с Афганистаном практически синонимична иракской. Та же поддержка псевдосоциалистического режима, то же иностранное вмешательство, та же выжженная пустыня. Справедливости ради упомяну, что если Ирак при Хусейне был весьма агрессивным государством, то Афганистан сам постоянно страдал от вторжений более сильных соседей, а в XXI веке к ним присоединилась и пресловутая международная коалиция. В деньгах по списанным кредитам это $11 миллиардов, а реальная стоимость афганской войны для нас никогда не будет подсчитана.

В 2005 году Россия списала 9,8 из 13,4 миллиардов долларов долга Сирии – и получила взамен преимущественный доступ к местным месторождениям нефти и газа, а также ряд выгодных строительных подрядов. Это было бы отличной сделкой, если бы в дело не вмешались посторонние силы, сделавшие ставку на «афганизацию» Сирии. Сейчас Россия также вкладывает серьезнейшие деньги как в военные операции, так и в восстановление экономики – и можно совершенно точно сказать, что получены назад они не будут. Но дружественная страна на важнейшем пересечении мировых дорог – актив поистине бесценный.

Списание 9,53 из 11,03 миллиарда долларов Вьетнаму выглядит скорее ошибкой. Как и в 2005 году с Сирией, списание подразумевало допуск российских компаний к интересным вьетнамским проектам – через них, кстати, постепенно выплачивается и остаток долга. Позже Вьетнам даже вошел в зону свободной торговли с контролируемым Россией ЕврАзЭС. Но современный Вьетнам – это экономически сильное государство со стабильной политической ситуацией, у нас стабильно отрицательное сальдо в торговле с ним. Причем Вьетнам поставляет в Россию главным образом машины, оборудование и транспортные средства – вещь немыслимая для всех перечисленных выше стран. Так что отдали бы вьетнамцы долг целиком. С другой стороны, столь мощный и доброжелательный партнер в Юго-Восточной Азии дорогого стоит — во всех смыслах.

Это интересно:  Как долго делается карта Сбербанка

А вот эфиопам сам Бог велел простить 6 миллиардов. Единственные наши единоверцы на африканском континенте оказались в очень непростой ситуации. Так называемая Эритрея, отделившись от Эфиопии, отрезала ее от мирового океана, долгая междоусобная война между ними обескровила страну. Никакой надежды на получение денег от Эфиопии не было. И так далее вплоть до Мозамбика, который тоже строил когда-то социализм, а теперь не может за это расплатиться.

Такая разная помощь

Критики списания долгов забывают, что это отнюдь не единственная и, возможно, даже не главная статья расходов России на поддержку других стран. Одни только льготные ставки в торговле с Белоруссией за несколько лет перекрывают по своему эффекту несчастный эфиопский долг. То же относится и к торговле с дисконтом: скажем, китайцы – большие мастера выбивать скидки на энергоносители и зерно.

Интересно при этом, что Россия все же продолжает выдавать кредиты, вероятность возврата которых, скажем так, невелика. Это делается через экспортные контракты, уже упомянутые в рассказе о Кубе. На министерском уровне заключается соглашение о поставке российского оборудования в страну «третьего мира». При этом денег у этой страны нет, поэтому средства на покупку берутся в кредит. Кредит этот выдает российский банк.

Заводам хорошо – заказы есть, деньги идут, мощности загружены, рабочие места прибавляются. Покупателям тоже неплохо – не каждый день удается получить новую технику или, например, новую железную дорогу фактически за спасибо. А банк… В банке все понимают, но помнят и о том, что геополитические интересы России важнее сиюминутной выгоды. К тому же суммы здесь измеряются в десятках, редко в сотнях миллионов долларов. Никаких миллиардов.

Масштаб проблемы

Впрочем, и миллиарды не страшны – не зря Сергей Лавров подчеркивает, что речь идет в целом о не очень больших суммах. Звучит, конечно, солидно, но на самом деле 140 миллиардов долларов – это чуть более одной десятой современного российского ВВП. А если учесть, что традицию прощения долгов мы заложили более 20 лет назад, можно говорить о долях процента нашего национального дохода.

Примерно половина списанных долгов – это результат управленческих ошибок, яркие примеры – ставки на Наджибуллу (Афганистан) и Хусейна (Ирак). В то же время как оценить деньгами наличие Кубы у юго-восточного побережья США? Сколько агрессивных планов американцы не реализовали, опасаясь «ответки» от Гаваны? Провал авантюры во Вьетнаме на 20 лет отбил у США и их союзников охоту лезть на территорию третьих стран – и это тоже успех, который сложно отразить в бухгалтерской ведомости.

Великая страна обречена частично финансировать малых и слабых. Главное – хорошо разбираться в местной политике и отличать тузов от пустышек.

Михаил Мельников, RUPOSTERS

Сколько долгов простила Россия другим странам

Мировая финансовая политика построена таким образом, что практически каждая страна одалживает у одних и пополняет материальными ресурсами бюджет других государств, находящихся в сфере взаимных интересов. При этом получить обратно долги деньгами не всегда удается. Крупные государства нередко прощают долговые обязательства странам, которые не могут выплатить вовремя взятый кредит и набежавшие проценты. Не составляет исключение и РФ.

Кому Россия простила долги? Список стран получается довольно обширный. По нему можно увидеть, какая именно часть мира интересует сегодняшнее российское правительство, куда нацелены государственные интересы. Это, прежде всего, развивающиеся страны Африки, Азии, Америки, с которыми РФ подписывает договоры долгосрочного сотрудничества, поставляя современное вооружение. Также Россия поставляет своих специалистов для строительства, обслуживания, а затем модернизации объектов инфраструктуры, энергетики, народного хозяйства, вкладывая при этом немалые средства.

Кому прощены крупные долги

Список стран, долги, прощенные Россией, которых превышают 1 миллиард долларов:

Не все страны являются бедными, не способными выполнить свои долговые обязательства. Некоторые государства владеют богатыми природными ресурсами (золото, нефтяные и газовые месторождения).

В большинстве случаев речь не идет о займе конкретно денежных средств. Основную часть просроченных кредитов, которые должны оплатить зарубежные государства, Российская Федерация наследовала после развала СССР. Советский Союз поставлял в страны Азии, Африки и Кубы свое вооружение, помогал строить ядерные электростанции, поставлял оборудование, выделял своих специалистов. Кредитная помощь предоставлялась продуктами питания, производимыми в стране. При этом у производителей появлялся новый рынок сбыта, стимулировался увеличенный выпуск товаров. В результате поднимался уровень жизни в стране-инвесторе.

Прошли годы, Советский Союз распался. Однако деловое сотрудничество стало продолжаться с РФ по нескольким причинам как минимум:

  • поставленному ранее вооружению требуется модернизация, которую можно произвести только с участием разработчиков, то есть российских специалистов;
  • ядерным электростанциям требуется топливо, которое вырабатывается в РФ, аналогичное не подходит по технологии.

Почему РФ идет на списание долга

При обсуждении вопроса «сколько долгов простила Россия другим странам», создается ложное впечатление, что у власти страны стоят некомпетентные люди, разбазаривающие народное достояние. Ведь большинство европейских стран не списывают огромные денежные суммы своим должникам. Например, Франция терпеливо ждала, пока Россия выплатит ей еще дореволюционные долги, которые отказался платить в свое время Советский Союз.

Почему так поступает страна, которая и сама не так богата? По подсчетам финансовых экспертов на деньги, «подаренные» другим странам, целые регионы России могли бы безбедно жить не один год.

Если брать в расчет списание только крупных кредитов, более 1 миллиарда долларов, Россия «подарила» более 140 млрд за последние 20 лет. При этом следует учесть, что сама страна пережила технический дефолт, когда не смогла обеспечить финансами свои долговые обязательства, которые кредиторы и не подумали списать самой РФ. Оправилось и стало платежеспособным государство только к 2005 году. Но за период с 1998 по 2005 годы Россия простила долги следующим странам:

  • год 1999 запомнился подписанием Кельнского соглашения (РФ состояла членом Парижского Клуба кредиторов). Договор предусматривает списание 60—90% долгов с нескольких африканских стран, которые не смогли рассчитаться с кредитором деньгами (Буркин-Фасо, Мали, Бенина, Танзания, Гвинея-Бисау, Чад, Мадагаскар, Йемен, Мозамбик и Сьерра-Лионе). Мероприятие произведено в 2000—2003 годах. На оставшуюся сумму предоставлена рассрочка платежа на протяжении 30 лет;
  • Вьетнаму в 2000 году простили 9 миллиардов долларов долга из общей суммы 11,03 млрд. Остальную задолженность страна будет отдавать несколько лет (2016—2022 гг.);
  • Эфиопии прощено 3,8 млрд долларов из суммы общего долга по состоянию на 2001 год 4,8 млрд.;
  • Монголии в 2003 году сократили долг на 11,1 млрд долларов из задолженности 11,4 миллиардов. Остаток (300 млн. в американской валюте) был отдан сразу;
  • Лаосу в 2003 году «подарили» 960 млн долларов из общего долга 1,3 млрд, которые страна задолжала России;
  • прощено 344 млн долларов Никарагуа в 2004 году, а всего к этому времени было списано 5,95 млрд долларов;
  • Ираку в 2004 году РФ простила долг 9,5 млрд из общей суммы 10,5 млрд долларов. Взамен руководство страны-должника пообещало учитывать российские интересы при ведении политической жизни государства.

Выгода государства при прощении долгов

Если подробно разобрать причины подобной щедрости, следует учесть, что списание долгов происходит по договоренности двух и более стран, при этом каждый участник получает определенную выгоду, которая иногда стоит больше, чем денежный эквивалент полностью выплаченного кредита. Списание долгов Россия производит по нескольким причинам:

  1. Вернуть долг полностью представляется маловероятным. Например, Россия считает себя правопреемником Советского Союза, а многие должники страны Советов убеждены, что с распадом СССР они освободились от финансовых обязательств, так как такой страны больше не существует. Также изменения могут затронуть страну должника (революция, смена власти, распад на несколько государств). Тогда долг, по возможности, заменяется какими-либо привилегиями для страны-кредитора: преимущество выгодных строительных подрядов, разработка природных ископаемых, заключение новых экономических сделок, по которым в дальнейшем будут выплачиваться денежные средства. Повышенным спросом пользуется высококачественное российское вооружение, которое страны закупают, как для ведения боевых действий, так и для обороны от внешних захватчиков. Со временем оружие и техника требуют модернизации. На мероприятии можно, с одной стороны, неплохо заработать, а с другой – обеспечить своего производителя постоянным рынком сбыта.
  2. Укрепление взаимовыгодного сотрудничества, утверждение политического влияния на целый регион с помощью регулярной денежной помощи определенным государствам – также стимулирует списание долговых обязательств со стран, расположенных в зоне интереса России. Финансовая помощь предоставляется развивающимся государствам взамен поддержки политической линии РФ.
  3. Списываются финансовые задолженности, чтобы поддержать кредитоспособность Российского государства на международной арене. Одним странам долги прощаются, а другие предоставляют кредиты с меньшим, чем обычно процентом за пользование денежными средствами. Имидж финансово стабильного государства не означает, что все его граждане живут в достатке.
  4. Возможность продажи долговых обязательств третьей стороне часто не рассматривается. В отношении нестабильного политически и финансово государства сложно найти покупателя, способного выкупить долг по приемлемой стоимости. Поэтому простить некую сумму, обменяв ее на возможное будущее сотрудничество – более выгодный вариант.

С 2005 года РФ «подарила» еще почти 90 миллиардов долларов своим должникам. Самая крупная сумма, около 32 млрд, списана Кубе в 2014 году. За счет этого страна стала привлекательной для вложения капитала иностранными инвесторами. Остаток долга (3,5 млрд) будет погашен равными платежами на протяжении 10 лет. Кроме этого, Россия и Куба подписали ряд документов, содействующих двустороннему сотрудничеству в области культуры, безопасности, экономики, здравоохранения. Только на строительство двух ТЭС будет затрачено более миллиарда долларов. Также нефтяные компании РФ планируют участвовать в разработке шельфовых месторождений около берегов Кубы. Разработаны общие для бизнес-компаний Кубы и России программы по сотрудничеству в сфере энергетики, биотехнологий, транспорта.

Каким странам Россия простила долги и сколько при этом потеряла? Этот вопрос довольно сложный, так как невозвращенный кредит государство обращает на свою пользу следующим способом:

  • строительство атомных электростанций на территории стран должников, обеспечивает финансирование российских строительных компаний. Покупка ядерного топлива у РФ расширяет рынок его сбыта. Появляется еще один должник, частично зависимый от воли России, которому позже можно списать часть долга;
  • продажа вооружения, производимого Россией, обеспечивает рекламу продукции среди зарубежных партнеров. Кроме того, постоянно требуется обслуживание техники и ее совершенствование, что способствует сохранению рабочих мест персонала;
  • финансы, данные стране в долг, направляются российским военным компаниям, стимулируя развитие ВПК;
  • продажа продуктов питания способствует развитию сельхозпроизводителей, обеспечивая расширение рынка сбыта пищевой продукции. Иногда продукты продаются из госрезерва, содержимое которого требуется пополнять регулярно свежими товарами.

Список прощенных долгов пополнили следующие страны:

  • Сирия, которая обязалась закупить дополнительное вооружение и модернизировать технику еще со времени советских поставок;
  • Эфиопия, Афганистан, Алжир, Ирак, которым Россия простила крупные суммы долгов;
  • Ливия предоставила за списание долга долю в разработке и обслуживании нефтяных и газовых месторождений, строительстве железнодорожных путей;
  • КНДР за прощение долга пообещала оказать помощь в образовательных программах, содействовать развитию энергетики и здравоохранения в РФ;
  • Монголия, Узбекистан, Киргизия;
  • Мадагаскар, Иордания, Непал.

В основном списанию подлежали долги, полученные еще во времена Советского Союза. Таким государствам, как Монголия, Киргизия задолженность прощалась дважды. Списание старых долговых обязательств не всегда приносит урон государству кредитору. Грамотная политика руководства РФ способна обратить заведомый убыток в свою пользу.