+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Приостановление исполнительного производства судом

О суде

Практика рассмотрения арбитражными судами дел о приостановлении исполнительного производства»

Исполнительное производство, как показывает практика, является одной из сложных частей судопроизводства. В соответствии с действующим законодательством судом осуществляется предварительный и последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Предварительный контроль осуществляется в тех случаях, когда для совершения определенных действий в рамках исполнительного производства требуется судебный акт. В частности это касается и приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий, наряду с их отложением и отсрочкой.

В отличие от иных юридических действий (отсрочка, рассрочка, отложение), приостановление осуществляется не на конкретный, а на неопределенный период времени, до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

В арбитражном процессуальном кодексе вопросу приостановления исполнительного производства посвящена статья 327.

Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 327 АПК, нужно иметь в виду следующее:

  • арбитражный суд может приостановить исполнительное производство
    • возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом
    • по заявлению взыскателя, должника либо судебного пристава-исполнителя;
    • лишь в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

    Как следует из Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, либо судебному приставу-исполнителю. В случае направления исполнительного листа непосредственно в банк ни АПК РФ, ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не исключают возможность приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.

  • исполнительное производство может быть приостановлено:
    • либо арбитражным судом, который выдал исполнительный лист;
    • либо арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (если именно в этот суд было подано заявление о приостановлении исполнительного производства).

Во всех остальных случаях приостановление производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Вопрос о приостановлении судом исполнительного производства подлежит разрешению в рамках дела, на решение по которому выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Статья 327 АПК РФ является бланкетной по содержанию, поскольку отсылает для разрешения вопросов приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства к ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 327 АПК:

  • арбитражный суд обязан рассмотреть упомянутое заявление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в арбитражный суд; в судебном заседании, с извещением сторон и судебного пристава-исполнителя: однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления; при подаче заявления о приостановлении исполнительного производства госпошлина не оплачивается.
  • по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется (в копии) взыскателю, должнику и лицам, участвующим в деле, судебному приставу-исполнителю. Оно может быть обжаловано.

С 1 февраля 2008г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ №229), который Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ №199).

Федеральный закон № 229-ФЗ, так же как и Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, когда исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.

Приостановлению исполнительного производства посвящены ст.ст. 39, 40, 41, 42, 45, нового закона «Об исполнительном производстве»

Ранее Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» рассмотрение вопроса о приостановлении исполнительного производства относил только к компетенции суда. В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов Законом N 229-ФЗ впервые предусмотрены полномочия судебного пристава приостанавливать исполнительное производство (ст. 40).

Согласно новому закону исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично.

Рассмотрение судом или судебным приставом- исполнителем вопросов о приостановлении исполнительного производства регламентируется ст. 45 нового Закона «Об исполнительном производстве». В статье указано, что приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Также приостановление исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях:

    исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (к которым относятся: акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Для отнесения к подведомственности указанных дел арбитражным судам важен субъектный состав сторон исполнительного производства, т.е. взыскателем или должником может быть только организация (юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не юридическое лицо- объединение граждан) и индивидуальный предприниматель; а также важен исполнительный документ- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств в бесспорном порядке( например, постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ); постановление по делу об административном правонарушении; факт оспаривания постановления налогового органа, решения административных органов, на основании которых возбуждено исполнительное производство в арбитражном суде, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства т.е. поданное в арбитражный суд заявление о признании недействительным постановления налогового органа, решений административных органов и определение арбитражного суда о принятии этих заявлений к производству.

  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 статьи 30 настоящего Федерального закона, (т.е. в случае, когда после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
  • В случаях, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

    Основания для приостановления могут быть как обязательные, так и факультативные.

    Обязательными и исчерпывающими основаниями (всего семь) приостановления согласно ст. 20 старого Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» являлись:

    • смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- в настоящее время это измененный пункт 1 ч.1 ст. 40 нового Закона
    • утрата должником дееспособности- это п. 2 ч.1 ст. 40 нового Закона
    • участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях- это измененный п.3.ч.1 ст. 40 нового Закона
    • оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом- измененный п.1 ч.2 ст. 39 нового Закона
    • подача жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях- измененный п.2 ч.2 ст. 39 нового Закона
    • вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом- это ст. 41 нового Закона
    • предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу- п.1 ч.1 ст. 39 нового Закона.

    Законом N 229-ФЗ предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд, это ст. 39. Основания для такого приостановления могут быть как обязательные так и факультативные.

    В настоящее время новым законом предусмотрено только 3 обязательных оснований для приостановления исполнительного производства (ст. 39). Причем перечень их не исчерпывающий, поскольку статья предусматривает, что исполнительное производство приостанавливается полностью или частично и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти обстоятельства, придают приостановлению исполнительного производства обеспечительный (охранительный, предупредительный) характер:

    • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
    • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
    • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

    Два последних случая приостановления ранее действующим законом предусмотрены не были.

    Факультативными и исчерпывающими основаниями приостановления исполнительного производства по старому Закону согласно статье 21 являлись:

    • обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом- это измененный пункт 5 ч. 2 ст. 39 нового закона
    • просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации- измененный п.3 ч.1 ст. 40 нового закона
    • нахождение должника в длительной служебной командировке- это п.3 ч. 2 ст. 39 нового Закона
    • нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении- п. 1 ч. 2 ст. 40 нового Закона
    • подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе- измененный п.4 ч. 2 ст. 39
    • розыск должника, его имущества или розыска ребенка- измененный п. 2 ч.2 ст. 40
    • нахождение должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий- такой случай в новом законе отсутствует.

    В настоящее время закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает 6 факультативных случаев приостановления судом исполнительного производства полностью или частично. Перечень их не исчерпывающий, поскольку исполнительное производство может быть приостановлено и в иных случаях, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона. Во всех этих случаях суд может, но не обязан приостановить исполнительное производство.

      оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    В данном случае речь идет об оспаривании тех исполнительных документов, которые одновременно признаются как основаниями исполнения, так и исполнительными документами, например: постановление судебного пристава — исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов; постановление таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника; постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

    Как следует из постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2006г. по делу :№ А10-805/04 суд апелляционной инстанции признал ошибочной квалификацию постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию как исполнительного документа. Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию к исполнительным документам не относится и его обжалование не может являться основанием для приостановления исполнительного производства по п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Постановление судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях: о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    Новый Закон «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ (ст. ст.112, 113) также предусматривает, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительному документу в случаях: взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Таким образом, для приостановления исполнительного производства важен не только факт оспаривания исполнительного документа, а прежде всего, факт принятия заявления (жалобы) и возбуждение дела соответствующим судом.

    С 01.02.2008г. практика изменилась, поэтому арбитражный суд может приостановить исполнительное производство в случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Вместе с тем подача жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре судебных актов, на основании которых выдан исполнительный лист, в порядке судебного надзора по новому закону является основанием для приостановления исполнительного производства.

    После принятия нового закона остается актуальной позиция Федеральных арбитражных судов:

    ФАС Дальневосточного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.04.2005 N Ф03-А37/04-1/4050 отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, указав, что заявленное должником для этого основание — в связи с рассмотрением заявления о замене взыскателя в исполнительном производстве, не предусмотрено нормами Закона об исполнительном производстве;

    оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Данной норме корреспондируют, в частности, нормы, содержащиеся в ст. 30.1 — 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие обжалование привлечения к административной ответственности

  • нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождение должника в длительной служебной командировке. В законодательстве понятие «длительная командировка» не определено. Думается, в данном случае нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное. Таким образом, для приостановления исполнительное производство важен сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства.
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.

    В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 и п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 отмечено, что с учетом подведомственности, определяемой ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражным судам подведомственно рассмотрение дел об оспаривании организациями или индивидуальными предпринимателями постановлений судебного пристава по исполнению документа, выданного налоговым органом.

    Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель. Исключение из данного правила составляют лишь случаи, когда оспариваются решения и (или) действия (бездействие) судебного пристава, связанные с исполнением документа, выданного судом общей юрисдикции.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства по этому основанию может быть подано в суд сторонами исполнительного производства.

    В некоторых случаях приостановление исполнительного производства по этому пункту Закона вообще нецелесообразно, например, в случае обжалования установленного судебным приставом-исполнителем времени исполнительных действий (ст. 15), сроков их совершения (ст. 18) и др.

    09.11.2007г. должником в арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о признании действий ОАО «Бурятэнергосбыт» по повторному направлению судебному приставу- исполнителю исполнительного листа незаконными, в связи с чем, он просит приостановить исполнительное производство.

    обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа.

    Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом и в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона:

    • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
    • утраты должником дееспособности;
    • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
    • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
    • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    Согласно статьи 96 на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Ни на одной из стадий процесса банкротства не происходит прекращения платежей по заработной плате, вознаграждений авторам, алиментов и возмещения вреда. Поэтому не может быть приостановлено исполнение судебных решений о взыскании задолженности по указанным основаниям и в фазе наблюдения при условии, что они вступили в силу до того, как было арбитражным судом вынесено определение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.

    Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение исполнения судебных решений. Если арбитражный суд впоследствии примет решение об отказе в признании должника банкротом, то это приведет к прекращению последствий принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения (ст. 52 Закона N 6-ФЗ).

    Такие же последствия наступают в случае прекращения арбитражным судом дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника или заключением мирового соглашения. В этих случаях кредитор вправе вновь потребовать возобновления исполнительного производства и осуществления реального взыскания.

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона ( непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).
  • Исполнительное производство также может быть приостановлено арбитражным судом полностью или частично в случаях:

    • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
    • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    Согласно ст. 42 нового Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

    Общее правило установления сроков приостановления исполнительного производства — они определяются не фиксированной датой, а периодом времени, необходимым для отпадения соответствующих обстоятельств, послуживших основанием для приостановления совершения исполнительных действий. В этот период должны совершаться соответствующие правовые действия в зависимости от оснований приостановления исполнительного производства — вступление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист в законную силу, рассмотрение жалобы соответствующим судом на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

    По правилам исполнительного производства обязанность следить за соблюдением сроков приостановления и отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления возлагается на самого судебного пристава-исполнителя, должного принимать меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»). Вместе с тем сам взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в результате исполнения, имеет право следить за ходом исполнения, знакомиться с материалами исполнения и т.д. Поэтому взыскатель также правомочен обращаться с заявлением в соответствующий суд или к судебному приставу-исполнителю о возобновлении исполнительного производства в связи с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Инициативу в возобновлении исполнительного производства также вправе проявить и суд в тех случаях, когда им выносилось определение о приостановлении исполнительного производства.

    Кроме приостановления исполнительного производства возможно приостановление судебного акта. Приостановление судебного акта возможно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и Арбитражном процессуальном кодексе.

    Такой случай, в частности, предусмотрен в статье 41 нового ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

    Указанная статья корреспондирует с параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

    В АПК РФ указано (статья 283 АПК РФ), что арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 настоящей статьи. Определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Определение суда кассационной инстанции о приостановлении обжалуемых в кассационном порядке судебных актов является самостоятельным основанием для обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства, а не основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции для принятия определения о приостановлении исполнительного производства.

    Приостановить исполнение судебного акта может не только арбитражный суд кассационной инстанции, но и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В ст. 298 АПК РФ говорится, что исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

    Вместе с тем нельзя приостановить исполнение судебного акта, исполнение которого в силу закона подлежит немедленному исполнению.

    По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не могут приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было прямо указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

    Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу разделяется как практиками, так и теоретиками, поскольку решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право принесения протеста.

    Все сказанное в полной мере следует отнести и к приостановлению определений арбитражного суда первой инстанции, подлежащих в силу закона немедленному исполнению (например, определение арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего или отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит немедленному исполнению в силу прямого предписания закона (п. 3 ст. 144 и п. 2 ст. 145 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), и, следовательно, их исполнение не может быть приостановлено ни судом, ни судьей.

    Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому суд, судья, имеющие право приостановления исполнения судебного акта, прежде чем принять определение о его приостановлении, должны убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

    Таким образом, в новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся приостановления исполнительного производства, предусмотрены новые основания для приостановления исполнительного производства, расширены полномочия суда и судебного пристава-исполнителя по этому вопросу. Поскольку новый закон предусматривает только три обязательных оснований для приостановления исполнительного производства судом, то велика роль судейского усмотрения при вынесении судебного акта, а следовательно, существует необходимость изучения и обобщения судебной практики в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

    Настольная книга судебного пристава-исполнителя

    Приостановление исполнительного производства

    В исполнительном производстве порой возникают ситуации, когда исполнительное производство может или должно быть приостановлено. Для приостановления исполнительного производства Закон об исполнительном производстве предусматривает ряд обстоятельств.

    Прежде всего, в зависимости от субъекта приостановления выделяются следующие основания приостановления.

    Приостановление исполнительного производства судом

    Согласно ст. 39 названного Закона исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:

    • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
    • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
    • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
    • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и Законом об исполнительном производстве, полностью или частично в случаях:

    • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
    • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • нахождения должника в длительной служебной командировке;
    • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
    • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
    • в иных случаях, при которых исполнительное производство может быть или должно быть приостановлено судебным приставом-исполнителем.

    Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

    В соответствии со ст. 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

    • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
    • утраты должником дееспособности:
    • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
    • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
    • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
    • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
    • направления судебным приставом-исполнителем в ФНС России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве.

    Кроме того, исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

    • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
    • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;
    • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

    Особо Закон об исполнительном производстве выделяет основания приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем о взыскании штрафа за преступление. Так, согласно ч. 11 ст. 103 указанного Закона такое исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случаях:

    • направления судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;
    • обращения должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;
    • смерти, объявления умершим или признания безвестно отсутствующим должника — лица, на которое суд возложил обязанность уплаты штрафа за преступление, совершенное несовершеннолетним;
    • утраты должником дееспособности;
    • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    • нахождения должника в длительной служебной командировке;
    • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта;
    • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.

    Приостановление исполнительного производства главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ и их заместителями . Согласно п. 3 ст. 40 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

    Согласно ст. 39 и 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению полностью или частично в случаях:

    • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении изописи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
    • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
    • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
    • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
    • утраты должником дееспособности;
    • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
    • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
    • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
    • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
    • направления судебным приставом-исполнителем в ФНЕ России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве;
    • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Согласно ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично в случаях:

    • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
    • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • нахождения должника в длительной служебной командировке;
    • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
    • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
    • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    • розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
    • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ;
    • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;
    • поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и их заместителям должностных лиц службы судебных приставов;
    • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

    Последствия приостановления исполнительного производства

    Частью 6 ст. 45 Закона об исполнительном производстве предусмотрены последствия приостановления исполнительною производства. Так, в соответствии с указанной нормой по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается.

    Это означает следующее.

    Во-первых, речь идет лишь о запрете применения мер принудительного исполнения, предусмотренных ст. 68 Закона об исполнительном производстве. Иные действия по исполнительному производству, в том числе исполнительные, могут и должны совершаться. Так, например, приостановление исполнительною производства не препятствует вызову сторон исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; запросу необходимых сведений у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получению от них объяснений, информации, справок; проведению проверок, в том числе проверок финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; наложению ареста на имущество, передаче арестованного и изъятого имущества на хранение; привлечению для оценки имущества специалистов: проведению розыска должника, его имущества, розыску ребенка; взысканию исполнительского сбора; установлению временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации; совершению иных исполнительных действий.

    Положения п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 68. ст. 80 Закона об исполнительном производстве не относят арест имущества должника, наложенный в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, в том числе в целях обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, к мерам принудительного исполнения.

    Во-вторых, факт приостановления исполнительного производства имеет значение только для судебного пристава-исполнителя, т.е. адресован только судебному приставу-исполнителю. Иным лицам и организациям приостановление исполнительного производства не адресовано, поскольку последние мер принудительного исполнения не применяют.

    Таким образом, для регистрирующих органов, для банков, в которых арестованы денежные средства должника, иных органов и организаций приостановление исполнительного производства не влечет правовых последствий. Так, например, банк не вправе совершать операции с денежными средствами, на которые наложен арест, не вправе приостановить списание денежных средств со счета должника, производимое на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

    Особые последствия приостановления исполнительного производства предусмотрены в случае применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства. Так, согласно ч. 2 ст. 95 Закона об исполнительном производстве при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства.

    Приостановление исполнительного производства влечет возложение на судебного пристава-исполнителя новых обязанностей в виде снятия ареста и иных ограничений.

    Также особые последствия приостановления исполнительного производства возникают при приостановлении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление. Частью 12 ст. 103 Закона об исполнительном производстве установлено, что одновременно с приостановлением исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. 3-8 ч. 11 указанной статьи, судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление об определении порядка взыскания штрафа за преступление.

    Говоря о последствиях приостановления исполнительного производства, необходимо отметить, что исполнительное производство может быть приостановлено как полностью, так и частично.

    Частичное приостановление исполнительного производства

    Частичное приостановление исполнительного производства — это новый институт в исполнительном праве, необходимость которого была детерминирована практикой и логикой исполнительного производства.

    Так, например, как ранее, так и сейчас предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, является основанием для обязательного приостановления исполнительного производства.

    Предъявление такого иска третьим лицом, зачастую аффилированным с должником, в том числе но надуманным основаниям или вовсе без них, приводило к приостановке всего исполнительного производства на время рассмотрения иска судом. Причем иски могли быть поданы последовательно от разных организаций и в отношении разных вещей, включенных в акт описи и ареста. Таким образом, исполнительное производство могло оставаться полностью приостановленным сколь угодно долго, что совершенно необоснованно.

    Институт частичного приостановления исполнительного производства позволяет приостановить исполнительное производство в отношении спорной вещи. В остальной части исполнительное производство может продолжаться в прежнем режиме.

    Таким образом, частичное приостановление исполнительного производства — это запрет на применение мер принудительного исполнения определенного вида и направленных на совершение действий со спорным имуществом или направленных на применение отдельных процедур принудительного исполнения.

    Так, полагаем, что исполнительное производство может быть приостановлено полностью в случае:

    • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
    • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
    • нахождения должника в длительной служебной командировке;
    • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
    • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
    • утраты должником дееспособности;
    • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
    • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
    • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
    • направления судебным приставом-исполнителем в ФНС России или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве;
    • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
    • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ.

    Частично может быть приостановлено исполнительное производство в соответствующей части в случае:

    • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
    • розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
    • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
    • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
    • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
    • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
    • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
    • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

    Соотношение приостановления исполнительного производства и приостановления исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица

    Прежде всего, эти институты различаются объектом приостановления. Объектом приостановления исполнительного производства является само исполнительное производство, т.е. процедура принудительного исполнения исполнительного документа. Объектом приостановления судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (ст. 41 Закона об исполнительном производстве) является сам судебный акт, акт другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.

    Во-вторых, эти институты различаются субъектом приостановления. Субъектом приостановления исполнительного производства может быть суд, причем как суд, выдавший исполнительный документ, так и суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, а также судебный пристав-исполнитель. Субъектом приостановления судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть суд, причем, только суд, являющийся вышестоящей инстанцией по отношению к суду, выдавшему исполнительный документ, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

    Наконец, эти институты различаются правовыми последствиями их применения. Так, последствием приостановления исполнения судебного акта, акта другою органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является временное приостановление (действие) обязательства должника по исполнению судебного или иного акта. В период приостановления у должника обязанность по исполнению этого акта отсутствует. Следовательно, приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении при- останавливает течение срока исполнения исполнительного производства, течение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, и иных сроков в исполнительном производстве, установленных для должника.

    Последствия приостановления исполнительного производства значительно уже. Так, приостановление исполнительного производства не погашает (не приостанавливает) обязанность должника по исполнению судебного акта или акта иного органа. Обязанность должника исполнить исполнительный документ существует и во время приостановления исполнительного производства. Следовательно, течение сроков, установленных для должника в исполнительном производстве, в том числе срока для добровольного исполнения, не приостанавливается. Последствием же приостановления исполнительного производства, как отмечалось выше, является лишь неприменение к должнику новых мер принудительного исполнения. Так, например, истечение срока для добровольного исполнения, истечение срока для представления материалов, затребованных судебным приставом-исполнителем, в том числе и во время приостановления исполнительного производства, является основанием для взыскания исполнительского сбора и привлечения виновного лица к административной ответственности соответственно.

    Приостановление исполнительного производства судом

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Статья 39 ФЗ № 229-ФЗ. Приостановление исполнительного производства судом

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

    Статья 39 ФЗ № 229-ФЗ. Приостановление исполнительного производства судом

    1. Исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:

    1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

    2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

    3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

    4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

    2. Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:

    1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

    4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

    5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.

    3. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено судом только в части входящего в него исполнительного производства, по которому оспариваются постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Сводное исполнительное производство может быть приостановлено судом также в части оспариваемых исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения. В случае, если суд установит, что оспариваемые постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут нарушить права всех взыскателей или всех должников, участвующих в сводном исполнительном производстве, оно может быть приостановлено судом полностью.

    Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

    Комментарии к статье 39 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

    Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном следующими нормами процессуального законодательства:

    • Статья 440 ГПК РФ «Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом»
    • Статья 327 АПК РФ «Приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства»
    • Статья 359 КАС РФ. «Приостановление, прекращение и возобновление исполнительного производства»

    В пп. 14, 29 – 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

    Суд вправе приостановить исполнительное производство в процессе рассмотрения заявления об оспаривании постановлений, действий пристава

    При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (пункт 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (часть 1 статьи 440 ГПК РФ, часть 2 статьи 358, часть 3 статьи 359 КАС РФ, часть 2 статьи 324, часть 3 статьи 327 АПК РФ).

    При подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды этих инстанций

    Согласно п. ч. 2 ст. 39 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

    При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.

    Приостановление исполнительного производства судом в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа

    Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

    Приостановление исполнительного производства судом в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

    Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

    Приостановление исполнения судебного акта судом апелляционной инстанции в случае, когда апелляционная жалоба принята к рассмотрению

    Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).

    Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьей 440 ГПК РФ, статьей 359 КАС РФ и статьей 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.

    Прекращение исполнительного производства в случае, если решение суда отменено судом апелляционной инстанции

    В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части.

    При оставлении решения суда без изменения новый исполнительный лист не выдается

    При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдается; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.

    Последствия приостановления исполнительного производства

    Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).

    С учетом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

    Определение суда о приостановлении исполнения решения суда не препятствует взыскателю подать заявление о возбуждении исполнительного производства

    В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.

    Возможность обжалования определения суда о приостановлении и прекращении исполнительного производства, отказные определения

    В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.

    4.5 Приостановление исполнительного производства

    Приостановление исполнительного производства — это вре­менное прекращение судом исполнительных действий, вызван­ное, как правило, объективными (т.е.

    Приостановление исполнительного производства предпола­гает перенос совершения исполнительных действий на неопре­деленный срок. Применяется оно в тех случаях, когда невоз­можно точно определить срок, в который обстоятельства, пре­пятствующие совершению исполнительных действий, отпадут, т.е. не вызывает сомнения, что они носят временный характер и рано или поздно снова появится возможность осуществления исполнительного производства, но точное время появления та­кой возможности установить невозможно в силу специфики об­стоятельств.

    Приостановление исполнительного производства существен­но отличается от переноса исполнительных действий:

    1) исполнительное производство приостанавливается на не­определенный срок, а в случае переноса совершения исполни­тельных действий судебный пристав-исполнитель всегда обязан точно определить новое время совершения исполнительных действий;

    2) приостановление исполнительного производства обуслов­лено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, перенос же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного по­рядка;

    3) перенося совершение исполнительных действий, судеб­ный пристав-исполнитель назначает новое время совершения исполнительных действий, для возбуждения же приостановлен­ного исполнительного производства суду необходимо вынести специальное определение.

    Приостановление исполнительного производства может про­изойти лишь при наличии оснований, указанных в ст. 20, 21 и др. Федерального закона «Об исполнительном производстве». Пере­чень этих оснований является исчерпывающим и расширитель­ному толкованию не подлежит.

    Если обстоятельства безусловно препятствуют дальнейшему осуществлению исполнительных действий и не позволяют су­дебному приставу-исполнителю надлежащим образом защитить права и законные интересы взыскателя или должника, приоста­новление исполнительного производства до момента их устра­нения обязательно. Основания для обязательного приостановле­ния исполнительного производства перечислены в ст. 20 Феде­рального закона «Об исполнительном производстве». После их устранения исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или по ини­циативе судебного пристава-исполнителя. Законодательство об исполнительном производстве в силу объективных причин не предусматривает точных календарных сроков приостановления исполнительного производства. Статья 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает события, ко­торые могут рассматриваться как юридические факты, дающие основание сделать вывод о прекращении существования препят­ствий к совершению исполнительных действий и о наличии ос­нований возобновления исполнительного производства.

    Исполнительное производство подлежит обязательному при­остановлению в следующих случаях.

    1. В случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим (если установленное судом правоотношение допускает правопреемство) исполнительное производство приостанавливается до момента определения пра­вопреемника (после их определения станет ясно, кто конкретно должен исполнить исполнительный документ и будут устранены обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий), а в случае признания должника безвестно отсутст­вующим — до момента передачи назначенному в соответствии с законодательством управляющему. Если спорное правоотноше­ние не допускает правопреемства, то исполнительное производ­ство подлежит прекращению.

    Кроме того, оно в обязательном порядке прекращается в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника — до момента при­нятия судом решения по существу, определяющего судьбу иму­щества и самого должника-банкрота. В случае введения в отно­шении должника-банкрота конкурсного производства исполни­тельные документы передаются конкурсному управляющему, и взыскатель приобретает статус одного из кредиторов, в случае же восстановления платежеспособности должника (например, в результате применения в его отношении процедуры финансово­го оздоровления или внешнего управления) исполнительные действия могут быть продолжены.

    2. При утрате должником дееспособности исполнительное производство приостанавливается до назначения недееспособ­ному должнику опекуна.

    3. В случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же ус­ловиях или участвующего в выполнении задач в условиях чрез­вычайного или военного положения, а также в условиях воен­ных конфликтов, исполнительные действия приостанавливаются до момента окончания боевых действий или до момента окон­чания выполнения указанных задач.

    4. Если должник оспаривает исполнительный документ, ставший формальной основой для исполнительного производст­ва (решение, определение или постановление суда или судебный акт) в судебном порядке и такое оспаривание допускается зако­ном, исполнительные действия приостанавливаются до оконча­ния рассмотрения по существу иска, оспаривающего такой до­кумент и вынесения судом постановления (а в случае с судеб­ным приказом — до определения о его отмене), определяющего судьбу оспариваемого судебного акта. При приостановлении ис­полнительного производства по данному основанию суд выно­сит об этом специальное определение.

    5. В случае подачи жалобы в суд на действия органов (долж­ностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях, вынесших постановление, став­шее основанием для исполнительного производства, исполни­тельные действия приостанавливаются также до окончания рас­смотрения по существу иска и вынесения судебного решения, определяющего судьбу оспариваемого административного акта.

    6. При вынесении постановления о приостановлении испол­нение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, в силу закона являющегося исполнительным доку­ментом, должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено такое право, исполнительные действия приоста­навливаются до вынесения этим должностным лицом постанов­ления о возобновлении исполнительного производства.

    7. В случае предъявления в суд иска об исключении из опи­си (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, исполнительные действия приостанавливаются до окончания рассмотрения тако­го иска и вынесения по нему судом решения.

    8. Кроме оснований для обязательного приостановления ис­полнительного производства, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», следует особо вы­делить основание, не попавшее в этот Закон, но предусмотрен­ное ст. 436 ГПК РФ: судья обязан приостановить исполнитель­ное производство в случае предъявления должником иска об освобождении имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, на срок от ареста (исключение из описи) до окончания рассмотрения по существу такого иска об освобождении имущества.

    Кроме обязательного приостановления исполнительного

    производства, действующее законодательство предусматривает возможность факультативного его приостановления — по осно­ваниям, перечисленным в ст. 21 Федерального закона «Об ис­полнительном производстве». В этом случае исполнительное производство может быть приостановлено — по усмотрению су­да, который вправе, но не обязан его приостановить. Суд имеет право по собственному усмотрению исследовать препятствую­щие исполнительному производству действия и сделать вывод о возможности или невозможности их продолжения, об уважи­тельности или неуважительности оснований для приостановле­ния — на основе фактических обстоятельств дела.

    Исполнительное производство может быть приостановлено:

    1) в случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд (или другой орган, выдавший исполнительный документ) с за­явлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона явля­ется исполнительным документом, — до вынесения соответст­вующим судом определения о разъяснении смысла судебного акта (судебного приказа), а для разъяснения описания конкрет­ных действий, предписываемых субъектам исполнительного производства, или если речь идет не о судебном исполнитель­ном документе — до разъяснения иного органа сути изданного им исполнительного документа;

    2) при наличии просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту;

    3) в случае нахождения должника в длительной служебной командировке — до момента возвращения из такой команди­ровки;

    4) при нахождении должника на лечении в стационарном лечебном учреждении — до момента выписки из этого лечебно­го заведения;

    9) в случае подачи жалобы на действия судебного пристава- исполнителя или на его отказ в совершении исполнительных действий, а также на отказ в отводе судебного пристава- исполнителя — до окончания рассмотрения судом такой жалобы (приостанавливать исполнительное производство по этому осно­ванию следует весьма осторожно, предварительно тщательно исследовав фактические обстоятельства дела, ибо весьма велика вероятность, что недобросовестный должник, обжалуя действия судебного пристава-исполнителя, просто пытается таким обра­зом затянуть ход исполнительного производства с целью вос­препятствовать удовлетворению законных интересов взыскателя, например сокрыв имущество); в некоторых случаях приостанов­ление исполнительного производства по этому основанию во­обще нецелесообразно, например при обжаловании установлен­ного судебным приставом-исполнителем времени исполнитель­ных действий (ст. 12) или сроков их совершения (ст. 13);

    6) при необходимости осуществления розыска должника, его имущества или розыска ребенка — до завершения такого розы­ска;

    7) в случае нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий — до окончания отпуска;

    8) в случае реорганизации организации, являющейся долж­ником — до момента окончания такой реорганизации и ее госу­дарственной регистрации (это основание предусмотрено ст. 437 ГПК РФ).

    Суд в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве вправе сократить предусмотрен­ные законодательством об исполнительном производстве сроки приостановления исполнительного производства. Однако закон не содержит указаний на обстоятельства, при которых срок мо­жет быть сокращен.

    Предусмотренный в законодательстве перечень оснований для приостановления исполнительного производства (как обяза­тельного, так и факультативного) является закрытым и не под­лежит расширительному толкованию.

    После того как обстоятельства, препятствующие осуществле­нию исполнительного производства, предусмотренные ст. 20 и ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» отпадают, оно возобновляется.

    Приостановление исполнительного производства, возбуж­денного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного при­става-исполнителя, а на основании любого другого документа — судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного при­става-исполнителя. Судом общей юрисдикции должно выно­ситься постановление о приостановлении исполнительного про­изводства и тогда, когда в сводном исполнительном производст­ве объединены исполнительные документы, выданные только судом общей юрисдикции или арбитражным судом и судом об­щей юрисдикции.

    По результатам рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства суд выносит определение, кото­рое арбитражный суд должен вынести, в соответствии со ст. 327 АПК РФ в десятидневный срок (для судов общей юрисдикции такой срок действующим Гражданским процессуальным кодек­сом РФ не установлен, однако в этом случае представляется возможным применение аналогии закона — применение для определения срока вынесения определения тот же срок, что ус­тановлен и для арбитражных судов). Это определение направля­ется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему ис­полнительное производство, а так же взыскателю и должнику.

    О приостановлении или прекращении исполнительного про­изводства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или в другой орган, выдавший исполнительный документ.

    Приостановление исполнительного производство влечет не­возможность совершения каких-либо исполнительных действий в его рамках, пока это приостановление не снято.

    Определение о приостановлении исполнительного производ­ства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые преду­смотрены ГПК РФ и АПК РФ.

    Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, logos-pravo.ru, all-sci.net.

    »

    Это интересно:  Ограничение выезда за границу сумма долга 2019
    Помогла статья? Оцените её
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector