+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Реорганизация и ликвидация ООО

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью

Сама по себе реорганизация представляет собой весьма сложный процесс, включающий в себя множество действий, начиная с принятия решения о реорганизации и вплоть до уведомления всех кредиторов и государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Отчасти поэтому, реорганизация в последнее время так популярна как своеобразная ликвидация юридического лица, хотя по срокам, процедура эта не такая уж и быстрая.

Как правило, процедура реорганизации состоит из следующих этапов:

  • — получение разрешение антимонопольного органа (при слиянии и присоединении);
  • — принятие решения о проведении реорганизации компетентными органами юридического лица;
  • — внесение записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации;
  • — уведомление фондов о начале процедуры реорганизации;
  • — оповещение всех кредиторов (в том числе налоговой инспекции) о предстоящей реорганизации, а также публикация о реорганизации;
  • — составление и утверждение разделительного баланса или передаточного акта;

— проведение общего собрания;

ГК РФ и № 14 — ФЗ предусмотрено пять форм реорганизации:

  • — преобразование;
  • — слияние;
  • — присоединение;
  • — разделение;
  • — выделение

Общество считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. А реорганизация в форме присоединения считается завершённой, когда в ЕГРЮЛ вносят соответствующую запись о прекращении деятельности присоединённого общества. Также должны быть внесены необходимые изменения в реестровую запись относительно общества, к которому было присоединено другое общество. Если реорганизация происходит в форме слияния или присоединения необходимо проконтролировать, чтобы число участников не превышало пятидесяти, т.к. этого требует пункт 3 статьи 7 № 14 — ФЗ.

Нельзя забывать о том, что реорганизация общества не должна ухудшать положение его кредиторов. Недопустимо, в связи с реорганизацией, создание для кредиторов дополнительных трудностей в реализации их прав по отношению к реорганизуемому обществу. Степень риска для кредитора, при использовании разных форм реорганизации неодинакова. Так, например при преобразовании, слиянии или присоединении риск понести убытки практически отсутствует, т.к. все права и обязанности реорганизованных обществ перешли к одному вновь созданному обществу. Значит должник, по — прежнему один. А в случае реорганизации в форме выделения или разделения должников становится два и более. Соответственно гораздо проще добиться своих денег с одного лица, нежели чем с нескольких. Когда реорганизация происходит в форме разделения или выделения появляется необходимость в составлении разделительного баланса, тогда как при остальных формах, достаточно передаточного акта.

Когда учредители (участники) общества приняли решение о реорганизации, они должны в течение тридцати дней предоставить всем кредиторам письменное сообщение об этом. Также при реорганизации, общество должно опубликовать данные о своей реорганизации в СМИ. В Москве имеется специализированное периодическое издание — Вестник государственной регистрации. Согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации общества, вправе потребовать от общества досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения этих обязательств и возмещения, связанных с этим убытков. Это правило по большей части касается обществ, реорганизация которых происходит в форме разделения или выделения, поскольку именно при этих формах возможно несоразмерное распределение прав и обязанностей между правопреемниками. Но и в случаях слияния или присоединения могут возникнуть неблагоприятные для кредиторов обстоятельства, например если сливаются вполне благополучное общество и общество, отягощённое значительным пассивом. В результате сокращается актив имущества первого и тем самым снижается уровень обеспеченности интересов его кредиторов.

Реорганизация путём слияния финансовых организаций (банки и др. кредитные учреждения, страховые компании, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды и их управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, лизинговые компании и т.д.) осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа в случае, если уставный капитал реорганизованной в результате слияния организации либо хотя бы одного из участников указанного слияния превысит:

  • — 160 миллионов рублей — в отношении кредитной организации;
  • — 10 миллионов рублей — в отношении страховой организации;
  • — 5 миллионов рублей — в отношении иных финансовых организаций будет больше

В случае не превышения установленного предела достаточно уведомления антимонопольного органа.

Реорганизация в форме слияния происходит путём принятия решения общим собранием участников, каждого из обществ, о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. В связи с тем, что реорганизация происходит на основе решений общих собраний, важно определить, кто имеет право проявить инициативу, потребовать созыва такого собрания. Очередное общее собрание созывается исполнительным органом общества, инициативу созыва внеочередного собрания и постановки на нём вопроса о слиянии могут проявить исполнительный орган общества, совет директоров (наблюдательный совет), если он образован, участники общества, обладающие в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов.

Также необходимо иметь в виду что, любой участник общества вправе, с соблюдением установленного порядка, вносить вопросы в повестку дня собрания, следовательно, любой участник может выступить с инициативой обсуждения вопроса о слиянии. Решение по всем указанным вопросам должно приниматься единогласно всеми участниками общества и в указанной последовательности. Готовятся вышеуказанные документы и выносятся на рассмотрение общих собраний либо исполнительными органами обществ, либо советами директоров (наблюдательными советами) по согласованию между собой.

В договоре о слиянии должен быть определён порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества. Важно учесть то, что при слиянии обществ доли в их уставных капиталах, принадлежащие другим участвующим в слиянии общества погашаются. Как уже говорилось выше, при слиянии обществ учредителями (участниками) составляется передаточный акт, в соответствии с которым, все права и обязанности реорганизуемых обществ переходят к вновь созданному обществу. Этот акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам обществ, участвующих в слиянии, в отношении всех их кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Следующим этапом будет назначение исполнительного органа. Это происходит на совместном собрании участников, всех участвующих в слиянии обществ. Если вновь утверждённым уставом предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), его члены избираются на этом же собрании. В то время как утверждение учредительных документов требует единогласного решения всех участников общества, для избрания совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества необходимо простое большинство голосов участников совместного общего собрания. В интересах участников обществ договором о слиянии следует устанавливать достаточно короткие сроки проведения совместного собрания, так как отсутствие единого органа управления затруднит нормальную деятельность организации.

Необходимо обратить внимание на то, что в процессе реорганизации путём слияния не допускается изменение состава учредителей (участников). Вводить новых или выводить старых участников следует либо до реорганизации, либо после. Что касательно изменения уставного капитала, то действующим законодательством не предусмотрены какие — либо ограничения по формированию уставного капитала общества, создаваемого путём слияния. На практике уставный капитал складывается из уставных капиталов обществ участвующих в реорганизации. Тоже самое, происходит и с долями участников обществ, участвующих в реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, созданных путём реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения означает прекращение деятельности одного или нескольких обществ, присоединяемых к третьему, с передачей всех их прав и обязанностей, этому обществу. Процедура принятия решения о присоединении и утверждении договора о присоединении, такая же, как и при слиянии. Отличие заключается в том, что при присоединении решение об утверждении передаточного акта принимается только общим собранием участников присоединяемого общества. При присоединении, совместное собрание участников всех обществ участвующих в реорганизации, вносит в устав вновь созданного общества изменения, которые должны быть предусмотрены договором о присоединении. Этим же собранием решается вопрос о назначении исполнительного органа созданного вновь общества.

Следует учесть, что при присоединении общества подлежат погашению:

  • — принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение;
  • — доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу;
  • — доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;
  • — принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества

Точно так же, как и при слиянии, необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, т.е. согласовать свои действия с местным антимонопольным органом.

Как правило, при присоединении наименование общества, к которому осуществляется присоединение, не меняется. Но законодательством не предусмотрены какие — либо ограничения на этот счёт. То есть в процессе реорганизации в форме присоединения можно переименовать основное общество, в том числе взять наименование присоединяемого общества. Это актуально в тех случаях, когда наименование зарегистрировано в качестве товарного знака. При присоединении можно смело поменять место нахождения («юридический адрес») основного общества, к которому осуществляется присоединение. Только надо иметь в виду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город, затянут процедуру реорганизации.

При реорганизации общества в форме разделения, из одного общества образуется два и более новых обществ, а все права и обязанности общества, которое прекращает свою деятельность, переходят к вновь созданным.

Вопрос о разделении общества рассматривается общим собранием участников реорганизуемого общества. Они же принимают решение о разделении, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. Следует обратить внимание на то, что при такой форме реорганизации не используется передаточный акт. Утверждение устава и назначение органа управления происходит на общем собрании участников каждого создаваемого в результате разделения общества.

Разделение общества по решению собрания его участников происходит на добровольных началах. Но возможно и принудительное разделение. Одним из нормативных актов, предусматривающих возможность принудительного разделения, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Статья 19 названного Закона указывает, что принудительное разделение коммерческой организации (в том числе, естественно, и общества с ограниченной ответственностью) допускается по решению федерального антимонопольного органа в случае, когда коммерческая организация занимает доминирующее положение и два или более раза нарушила антимонопольное законодательство. Разделение или выделение происходит на основе предоставления самостоятельности структурным подразделениям при условии, что это приведёт к развитию конкуренции.

Выделением общества признаётся создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. Реорганизация в форме выделения схожа с реорганизацией путём разделения. Но если при разделении все права и обязанности разделяемого общества переходят к вновь созданным, то при выделении к вновь созданным обществам переходит лишь часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Решение о такой реорганизации, а также о порядке и условиях выделения и создания нового общества или нескольких обществ, принимается общим собранием участников реорганизуемого общества. Также этим собранием утверждается разделительный баланс. При этом в разделительном балансе должны быть детально зафиксированы права и обязанности, передаваемые выделяемому обществу. Очевидно, что пассивы выделяемого общества не должны превышать переданных ему активов. Решение о назначении органов управления принимается тоже на общем собрании участников реорганизуемого общества.

Согласно пункту 1 статьи 56 № 14 — ФЗ общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Это интересно:  Где быстро взять деньги в долг

Выбирая новую организационно — правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает свои требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:

  • — минимальный уставный капитал общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тысяч рублей, открытого акционерного общества — 100 тысяч рублей;
  • — общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя — юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
  • — учредитель (товарищ) — физическое лицо в товариществе должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя;
  • — количество товарищей в товариществах — не менее 2;
  • — количество учредителей некоммерческого партнерства — не менее 2;
  • — количество членов производственного кооператива — не менее 5

Общим собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования необходимо принять решение:

  • — о такой реорганизации;
  • — о порядке и об условиях преобразования;
  • — о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества (если преобразование в ОАО или ЗАО);
  • — о порядке обмена долей участников общества на доли участников ОДО (соответственно преобразование в ОДО);
  • — о порядке обмена долей участников общества на доли или вклады в складочный капитал (при преобразовании в хозяйственное товарищество);
  • — о порядке обмена долей участников общества на паи (преобразование в производственный кооператив);
  • — об утверждении устава вновь созданного общества;
  • — об утверждении передаточного акта

Решение о назначении органов управления вновь созданного общества, принимается его участниками, которыми являются участники общего собрания общества, принявшие решение о преобразовании.

Все права и обязанности преобразуемого общества переходят к его правопреемнику с момента государственной регистрации нового юридического лица и учинения записи об исключении из ЕГРЮЛ общества, подвергшегося преобразованию.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ООО

Реорганизация ООО

Реорганизация юридического лица — это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация — способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Формы реорганизации определены ГК РФ и ФЗ Об ООО» императивно: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Другие формы законом не предусмотрены и не могут быть использованы, хотя теоретически мыслимы и в прошлом существовали.

Слияние как способ реорганизации юридического лица означает «укрупнение» вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к «укрупняющемуся» юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Выделение — это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы «вычитывается» из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ еще одним способом реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т.е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации общества (обществ) права и обязанности реорганизуемого общества переходят в порядке универсального правопреемства к другим обществам. К правопреемникам может перейти весь комплекс имущественных прав и обязанностей реорганизуемого общества либо часть их. Не допускается лишь такая реорганизация, в результате которой права реорганизуемого общества оказались бы отделены от его обязанностей. В большинстве случаев реорганизация происходит добровольно по решению самого общества.

Однако для кредитных организаций существуют особые правила, например, согласно ст. 23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Реорганизация признается состоявшейся с момента государственной регистрации обществ, выступающих в качестве правопреемников реорганизованного общества (обществ). В случае присоединения одного общества к другому завершением реорганизации считается внесение в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Одновременно должны быть внесены необходимые изменения в реестровую запись относительно общества, к которому было присоединено другое общество. При реорганизации в форме слияния или присоединения должно учитываться требование ФЗ «Об ООО» о предельной численности участников общества с ограниченной ответственностью.

Реорганизация общества не должна ухудшать положение кредиторов общества, создавать для них дополнительные трудности в реализации прав, которые принадлежали им по отношению к реорганизованному обществу. При использовании разных форм реорганизации степень риска для кредиторов неодинакова: в случаях слияния, присоединения или преобразования субъект правопреемства, к которому можно будет предъявить требования, очевиден — это единое общество, к которому перешли все права и обязанности реорганизованных обществ; иначе обстоит дело в случаях разделения или выделения — здесь кредиторам противостоит уже не один должник, а два или более. Только при разделении и выделении возникает необходимость в разделительном балансе. Именно об этом говорят пп.3 и 4 ст.58 ГК, тогда как во всех иных случаях составляется передаточный акт. Составление разделительного баланса должно определить для кредиторов адресата взыскания. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

В целях обеспечения интересов кредиторов, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Это правило более всего применимо к случаям реорганизации в форме разделения или выделения, поскольку именно здесь возможно несоразмерное распределение прав и обязанностей между правопреемниками. Но и в случаях слияния или присоединения могут возникнуть неблагоприятные для кредиторов обстоятельства, например, если сливаются вполне благополучное общество и общество, отягощенное значительным пассивом. В результате сокращается актив имущества первого и тем самым снижается уровень обеспеченности интересов его кредиторов.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация может быть также осуществлена по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Однако это возможно только в случаях, прямо установленных законом. Кроме того, по решению государственного органа или суда юридическое лицо может быть реорганизовано лишь в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.

Итак, реорганизация — процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство.

С другой стороны, реорганизация юридических лиц может быть представлена как их прекращение. Однако это определение не является всеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.

Местом государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, является место нахождения реорганизуемых юридических лиц.

Важным является вопрос о моменте завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате различных форм реорганизации. В Приложении А наглядно представлены варианты моментов завершения реорганизации в зависимости от форм проводимой реорганизации.

Значительный интерес представляет вопрос о моменте правопреемства при реорганизации.

В процессе рассмотрения экономических споров, касающихся предпринимательской деятельности, нередко возникают проблемы, когда необходимо определить принадлежность сторонам субъективного права и субъективной обязанности. Установление судом такой принадлежности является основным аргументом при решении вопроса о том, является ли лицо надлежащим.

При возбуждении дела в арбитражном суде предполагается, что истец и ответчик являются субъектами правоотношения, по поводу которого возник спор. Однако в ходе разбирательства может выясниться, что та или иная сторона или даже обе таковыми не являются. В этом случае стороны (истец или ответчик, а возможно, оба) признаются ненадлежащими.

Как показывает судебная практика, вопрос о том, является сторона надлежащей или нет, чаще возникает тогда, когда один из участников спора, обосновывая свои требования, ссылается на то, что он является правопреемником другого лица после реорганизации последнего, либо наоборот, когда один из участников спора, возражая против предъявленного к нему иска, отрицает факт состоявшегося правопреемства при реорганизации.

Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, в ГК РФ предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится (абз. 2 п. 2 ст. 59).

Несмотря на столь жесткие требования закона, на практике они не всегда выполняются, что нередко приводит к серьезным затруднениям, а порой и к невозможности установления правопреемства при реорганизации в отношении определенных обязательств.

Хочется заметить, что неопределенность в вопросах правопреемства при реорганизации возникает только в случаях разделения и выделения. При других формах реорганизации определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного ООО не составляет труда — правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование ООО всегда является одно юридическое лицо.

При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Это происходит потому, что к образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование ООО в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного ООО. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Это интересно:  Наложение ареста на имущество в уголовном процессе

На первый взгляд может показаться, что указанное правило о солидарной ответственности вновь образованных юридических лиц позволяет разрешить любые сложности при определении правопреемника в случае реорганизации в формах разделения и выделения. Однако это далеко не так. Ответственность, установленная п. 3 ст. 60 ГК РФ, является мерой, призванной обеспечивать права кредиторов ООО при его реорганизации. Она наступает только в тех случаях, когда разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по долгам реорганизованного ООО. Однако в практике арбитражных судов встречаются случаи, когда проблемы определения правопреемника касаются обязательств, в которых реорганизованное ООО выступало в роли кредитора. В гражданском праве нет норм, регламентирующих ситуацию, при которой разделительный баланс не позволяет определить правопреемника реорганизованного ООО по правам требования. Вследствие этого при разбирательстве подобных споров возникают предложения о применении законодательства по аналогии. Так, в случаях невозможности определения правопреемника по конкретным правам требования вновь возникшие юридические лица могут рассматриваться как солидарные кредиторы и, согласно ст. 326 ГК РФ, любое из них вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.

Однако данная позиция представляется не совсем верной. В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ одним из важнейших условий применения к отношениям, не урегулированным нормами права, законодательства по принципу аналогии является наличие в нем норм, регулирующих сходные отношения. И если применить по аналогии нормы законодательства, регулирующие солидарные требования, к случаям невозможности определения правопреемника по правам требования реорганизованного ООО, это условие оказывается нарушенным, поскольку между неурегулированными отношениями и отношениями, регулируемыми указанными нормами, нет сходства.

По общему правилу, в соответствии с п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарное требование возникает, если такая солидарность предусмотрена договором или установлена законом. Стоит подчеркнуть, что солидарность требований всегда предполагает участие в обязательстве одновременно нескольких лиц на стороне кредитора.

Реорганизация же ООО не влечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на стороне кредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участия реорганизуемого ООО во всех обязательствах, права и обязанности по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другим юридическим лицам. Причем сами обязательства не прекращаются, а продолжают исполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначального участника.

Следовательно, утверждение о возможности распространения действия норм законодательства, регулирующих солидарные требования кредиторов, по аналогии на случаи невозможности определения правопреемника по правам требования при реорганизации ООО с правовой точки зрения неправильно.

Но как же должен поступить суд, если заявленные стороной требования в споре основываются на правопреемстве, которое не подтверждается разделительным балансом?

Прежде всего, нужно обратиться к нормам арбитражного процессуального законодательства, регулирующим деятельность по представлению, собиранию, исследованию и оценке судебных доказательств.

Согласно п. 1 ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются сведения, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

По делам, в которых в качестве основания исковых требований указывается факт правопреемства при реорганизации юридического лица, предметом доказывания соответственно должен являться факт перехода к истцу прав, отстаиваемых им в суде.

Учитывая, что в соответствии с принципом состязательности, закрепленным в ст. 7 АПК РФ, обязанность доказывания в арбитражном процессе возложена на стороны. При обращении в суд с требованиями, основанными на правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, бремя доказывания обстоятельств, обосновывающих заявленные требования, возлагается на истца.

Исходя из того, что в силу ст. 59 ГК РФ, документами, устанавливающими правопреемство реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, служат только передаточный акт и разделительный баланс, в процессе разрешения подобных споров никакие другие доказательства, кроме указанных документов, использованы быть не могут, так как это противоречит правилу допустимости доказательств. Поэтому, если в ходе судебного разбирательства по иску (в котором заявленные требования основываются на правопреемстве, возникшем вследствие реорганизации юридического лица) выяснится, что в представленном истцом разделительном балансе отсутствует указание на то, как распределяются между вновь созданными юридическими лицами права требования по обязательствам реорганизованного юридического лица, то в удовлетворении иска должно быть отказано по причине его бездоказательности.

Такая позиция подкрепляется еще и тем, что в соответствии с требованиями п. 1 ст. 385 ГК РФ должник вправе не исполнять обязательства новому кредитору до представления последним доказательств перехода требования к нему. В связи с этим, в тех случаях, когда разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по правам требования реорганизованного кредитора в отношении конкретного должника, вынести решение о принудительном исполнении обязательства таким должником перед вновь образованными юридическими лицами не представляется возможным.

Реорганизация и ликвидация предприятия

Прекращение деятельности предприятия осуществляется также в соответствии с законодательством РФ и может быть произведено в виде реорганизации или ликвидации этого предприятия.

Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с одновременным переходом его прав и обязанностей к другим (одному или нескольким) лицам.

Причиной реорганизации может быть:

— решение учредителей (участников);

— решение уполномоченного органа юридического лица;

— решение уполномоченных государственных органов или суда.

Если в срок, определенный уполномоченным государственным органом, учредители не осуществляют реорганизацию предприятия, то суд назначает внешнего управляющего. С этого момента к последнему переходят полномочия по управлению предприятием. Внешний управляющий выступает от имени предприятия в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации. Утверждение судом новых учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Реорганизация предприятий может осуществляться в одном из следующих видов:

1. Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица. Правопреемство на основе передаточного акта переходит к вновь возникшему лицу. Преобразование может быть произведено в следующих случаях:

— полное хозяйственное товарищество преобразуется в хозяйственное общество (в течение 6 месяцев), если в нем остается один участник;

— хозяйственное товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество при выбытии всех вкладчиков (коммандитистов);

— хозяйственное общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью преобразуется в открытое акционерное общество или производственный кооператив по единогласному решению всех участников или в случае увеличения количества учредителей;

— открытое акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив по решению общего собрания акционеров или при уменьшении уставного капитала.

2. Слияние нескольких юридических лиц с образованием нового юридического лица. Правопреемство переходит к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом.

3. Присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу. К последнему переходят права и обязанности присоединяющегося лица в соответствии с передаточным актом.

4. Разделение юридического лица на несколько новых лиц. Права и обязанности этого лица распределяются между вновь возникшими юридическими лицами на основе разделительного баланса.

5. Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно уведомить кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо.

Предприятия, возникающие в результате реорганизации, в обязательном порядке осуществляют процедуру государственной регистрации, как и при создании нового юридического лица.

Ликвидация предприятия означает прекращение его прав и обязанностей без перехода их к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по следующимпричинам:

— в связи с истечением срока, на которое оно было создано;

— в связи с достижением цели его создания;

— в связи с признанием судом недействительной его регистрации;

— по решению суда в случаях осуществления деятельности, противоречащей закону (например, без лицензии);

— по решению учредителей;

— по решению суда в случае признания предприятия банкротом (при этом процедуре ликвидации предшествует процедура банкротства).

Этапы ликвидации предприятия.

1. Создание ликвидационной комиссии. Учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрационную палату, одновременно назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде.

2. Сообщение о ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.

3. Составление промежуточного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также результатов их рассмотрения. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов осуществляется продажа имущества с публичных торгов.

4. Выплаты кредиторам. Порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает следующую очередность выплат:

— первая очередь – граждане, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность по причине вреда жизни и здоровью;

— вторая очередь – выходные пособия и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору;

— третья очередь – кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица;

— четвертая очередь – задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— пятая очередь – прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенных из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (по решению суда о признании должника банкротом).

5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласования с регистрационной палатой. Оставшееся после удовлетворения требований имущество предприятия передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество, пропорционально вкладам в уставный капитал. Ликвидация считается завершенной, а предприятие – прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

193.42.108.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector