+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Реструктуризация долгов перед фнс

Практически у любой компании есть задолженности. Образуются они вследствие ранее взятых займов, обязательств перед кредиторами и государством. Не всегда организация имеет ресурсы для своевременного погашения долга. Если возникли сложности с выплатами, возможно несколько выходов из ситуации. Один из них – реструктуризация задолженности.

Содержание:

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация – это изменение условий соглашения, на основании которого образовалась задолженность. Это своеобразная уступка должнику, обеспечивающая исполнение обязательств на более удобных условиях. Реструктуризация может предполагать различные условия: изменение процента по задолженности, продление срока выплат. Она требуется в следующих случаях:

  • Утрата прежнего уровня дохода (к примеру, прибыль предприятия уменьшилась).
  • Внезапное изменения курса валют.
  • Большая задолженность, не соответствующая финансовому состоянию компании.
  • Прочие причины.

Главное основание для реструктуризации – невозможность выплачивать задолженность на прежних условиях. Решение об изменении условий принимается кредитором в индивидуальном порядке. Реструктуризация предлагается и ФЛ, и ЮЛ, и государственным учреждениям.

ВАЖНО! Реструктуризация выгодна как кредиторам, так и должникам. Выгоды для последних очевидны. Кредиторы же уменьшают число невыплаченных займов. Иногда условия реструктуризации таковы, что больше выгод получает именно кредитор. Должник же может взвалить на себя еще более непосильное бремя. Для того чтобы избежать этого, нужно внимательно читать договор об изменении условий. Желательно показать его юристу.

Уровни реструктуризации

Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.

  1. Государство. Может потребоваться реструктуризация государственного долга. Касающиеся ее вопросы решаются на международных переговорах, в которых выступают финансовые организации типа МВФ и т.п. В государстве могут объявить дефолт, но не признать банкротом, ведь закон о суверенитете приоритетнее финансовых обязательств: в страну нельзя вторгнуться и распродать за долги. Державы предпринимают возможные и допустимые меры по снижению своих разросшихся долговых обязательств: например, могут разрешить разрабатывать месторождения, передать пакет акций важных государственных предприятий и т.п.
  2. Коммерческая структура, банк. Банкротство организации – достаточно долгая и сложная процедура. Кредиторам чаще оказывается выгоднее пойти на реструктуризацию. Кроме того, если у компании еще есть ценные бумаги, легче потерять долю в прибыли, нежели не вернуть долг совсем. Как правило, реструктуризация является частью санационных процедур, которые могут быть организованы в качестве профилактики банкротства Банком России или Агентством по страхованию вкладов.
  3. Индивидуальные заемщики. В этом случае договариваться о реструктуризации придется непосредственно с банком, выдавшим кредит. Финансовые организации также стремятся максимально сохранить свою прибыль, получив часть денег или продлив время выплат, чем вовсе лишиться своих средств, да еще и потратить время на судебные иски. Банки, как правило, не соглашаются уменьшить «тело» кредита, но могут «скостить» проценты или пени, а также пролонгировать срок выплат.

Когда реструктуризация неприменима?

Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:

  • доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
  • у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
  • должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
  • физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
  • ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.

Как добиться реструктуризации

Как правило, инициатором оформления реструктуризации является должник. Если организация ясно понимает, что не может выплачивать задолженность, следует самостоятельно обратиться к кредитору. Для изменения соглашения должны быть следующие условия:

  • Серьезные причины для реструктуризации (невозможность выплачивать долг в прежнем режиме).
  • Отсутствие реструктуризации, взятой ранее.
  • Отсутствие просроченных задолженностей.

Это самые примерные положения. Кредитор может предложить реструктуризацию и на других условиях. Для того чтобы банк или другое учреждение предложили удобные условия, он должен быть уверен в благонадежности заемщика. Реструктуризация охотнее оформляется на задолженности, которые обеспечены залогом (недвижимость, авто).

ВАЖНО! Процедура предполагает документальное оформление. Составляется соответствующее соглашение, на котором ставятся подписи кредитора и дебитора. После этого должнику выдается соответствующий документ.

Реструктуризация банковского кредита

Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

  1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
  2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
  3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
  4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
  5. Дебитор собирает документы.
  6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
  7. Составляется и подписывается соглашение.

В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

Основные виды реструктуризации

Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
  2. Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
  3. Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
  4. Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
  5. Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
  6. Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.

Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

Реструктуризация по налогам и пеням

Реструктуризация предполагает перевод обязательств компании перед государством из краткосрочных в долгосрочные. Метод используется для финансового оздоровления организации. Реструктуризация предоставляется только в тех случаях, если у компании есть особые обстоятельства. Для оформления других условий организации нужно подать заявление и документы в соответствующий орган. На основании поданных бумаг принимается решение о возможности реструктуризации.

Какие документы нужны для реструктуризации?

Для получения реструктуризации нужно составить заявление. Оно должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 сентября 2010 года №ММВ-7-8/469@. Если компания претендует на продление срока задолженности, в заявлении нужно указать согласие на обязанность уплачивать проценты. К обращению прилагается ряд документов:

  • Справка из налоговой, свидетельствующая о состоянии налоговых расчетов организации.
  • Справка из налоговой с указанием перечня счетов компании в кредитных учреждениях.
  • Документы о движении денежных средств по счетам фирмы за последние 6 месяцев.
  • Документы о наличии или отсутствии расчетных счетов.
  • Справки из кредитных организаций о средствах, имеющихся на счетах.
  • Перечень контрагентов с указанием стоимости соглашений.
  • Бумаги, подтверждающие веские причины для реструктуризации.

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

Основания для предоставления реструктуризации

Основанием для реструктуризации является банкротство или угроза банкротства. Признаки банкротства изложены в статье 6 ФЗ от 26.10.2002 г. №127:

  • Неспособность исполнить обязательства перед кредиторами.
  • Неспособность оплачивать налоги.
  • Размер обязательств составляет не менее 100 000 рублей.
  • Обязательства компании не исполнялись в течение более 3 месяцев.

Реструктуризация может предоставляться и в том случае, если компания ведет сезонную деятельность.

Формы реструктуризации

Реструктуризация по налогам подразделяется на две формы:

  • Льготы. Компании предоставляются льготы относительно налоговых выплат. Составляется график выплат, который устраивает всех участников. В графике указывается размер и сроки выплат. Выплаты должны вноситься не реже раза в квартал. Максимальный срок исполнения налоговых обязательств составляет 10 лет.
  • Налоговый кредит. Представляет собой своеобразную рассрочку по налоговым выплатам. Максимальный срок погашения составляет 1-5 лет. Если компания входит в реестр резидентов, этот срок увеличивается до 10 лет.

ВАЖНО! Компании не предоставляется реструктуризация в том случае, если в отношении нее ведется уголовное дело, касающееся налоговых обязательств.

Возможность изменения условий также исключена и тогда, когда организация совершила административное нарушение, связанное с налогами.

Фнс рассказала о реструктуризации задолженности по налогам. Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало , каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку. В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом. Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:

  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  2. подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы: а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе; б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций; в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации; г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее — уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет — сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно. Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе Справочник налогов» . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

Проанализируем особенности реструктуризации задолженности предприятия по расчетам с бюджетом.

Под кредиторской задолженностью перед бюджетом любого уровня понимается задолженность юридического лица перед соответствующим бюджетом по уплате налогов, сборов, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Необходимость проведения реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетами различных уровней была вызвана прежде всего тем, что в связи со сложной экономической ситуацией, влияющей на финансовую стабильность отечественных предприятий, возникают ситуации, когда юридическое лицо не в состоянии уплатить необходимые суммы обязательных платежей в строго установленный срок. Таким образом, появляются недоимки, т.е. суммы налогов или сборов, не уплаченные в установленный законодательством о налогах и сборах срок. С целью уплаты образовавшейся задолженности и финансового оздоровления налогоплательщиков государство вместо признания таких должников банкротами (что, может быть, невыгодно государству и является последней и окончательной мерой борьбы с неплатежами) предпринимает меры по осуществлению мероприятий, направленных на поступление указанных сумм в бюджеты различных уровней.

Под реструктуризацией задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом понимается предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. При этом законодательством устанавливался определенный порядок предоставления возможностей по реструктуризации образовавшейся задолженности юридических лиц — должников перед федеральным бюджетом.

Впервые возможность реструктуризации задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом была предусмотрена ст. 69 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. №29-ФЗ «О федеральном бюджете на 1997 год», в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 года. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 1997 г. №254 были определены условия и порядок реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г.

В соответствии с данным Постановлением, организации, имеющие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г., а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, могли осуществить ее реструктуризацию путем выпуска ценных бумаг, в форме акций или облигаций, в обеспечение погашения основного долга. Право на проведение реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет получали организации, полностью осуществлявшие текущие платежи в федеральный бюджет.

Реструктуризация задолженности перед бюджетом предусматривала рассрочку выплаты суммы основного долга по платежам в бюджет сроком до 5 лет — при выпуске акций, и сроком до 2 лет — при выпуске облигаций, и внесение суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно в течение 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации.

При реструктуризации задолженности, обеспечивавшейся выпуском акций, погашение суммы основного долга должно было осуществляться ежемесячно равными долями с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.

При выпуске облигаций для обеспечения погашения основного долга суммарная номинальная стоимость облигаций определялась с учетом всех предусмотренных действующим законодательством ограничений для выпуска облигаций. Выплата купонного дохода по облигациям осуществлялась в размере процента, установленного действующим законодательством.

Уплата текущих налоговых платежей в период проведения реструктуризации должна была осуществляться в обязательном порядке.

С момента вступления в силу договора о реструктуризации начисление пеней по основному долгу, образовавшемуся по состоянию на 1 января 1997 г., прекращалось.

Выпуск облигации, осуществлявшийся для целей реструктуризации задолженности, должен был быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций.

Организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, должны были подать заявки на реструктуризацию до 1 июля 1997 г.

Реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществлялась по решению Правительства Российской Федерации, принятому на основании заключения Оперативной комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию системы платежей и расчетов.

В результате реализации Постановления №254 от 05.03.1997 г. в 1997 г. были рассмотрены документы и дано положительное заключение о реструктуризации задолженности 19 организаций — крупнейших налогоплательщиков, но Правительство РФ приняло решение только в отношении 6 крупнейших организаций.24

В 1998 г. механизм реструктуризации задолженности был определен Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 г. №395 «О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом». Данным постановлением предусматривались несколько иные правила и условия проведения реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по сравнению с Постановлением №254 от 05.03.1997 г.

Согласно Постановлению №395 от 14.04.1998 г., принятие решения о проведении реструктуризации по задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет производилось Государственной налоговой службой Российской Федерации при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В случае если сумма задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет не превышала 20 млн. рублей, то принятие решения делегировалось налоговому органу по месту регистрации данной организации.

Кроме того, право на проведение реструктуризации предоставлялось и организациям, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), при заключении этими организациями мирового соглашения с ее конкурсными кредиторами.

24 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Постановлением №395 от 14.04.1998 г. было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

В 1998 г. были установлены следующие условия реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет: —

решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам могло быть принято в отношении юридических лиц при предоставлении ими обеспечения, достаточного для покрытия задолженности по обязательным платежам; —

реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам предусматривала рассрочку уплаты задолженности по налогам и сборам на срок до 4 лет, по пеням и штрафам — на срок до 10 лет; —

с рассроченных сумм задолженности уплачивались проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату их уплаты; —

в качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности по обязательным платежам, могло выступать либо передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников), либо банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке; —

предоставляемое обеспечение должно было покрывать всю имеющуюся задолженность по обязательным платежам; —

текущие обязательные платежи должны были осуществляться своевременно и в полном объеме.

Заявки на проведение реструктуризации задолженности по обязательным платежам по состоянию на 1 января 1998 г. могли подаваться до 1 января 1999 г.

В 1999 г. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» устанавливается новый порядок проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В дальнейшем в Постановление был внесен ряд изменений, а название Постановления Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 стало звучать «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

Согласно вышеназванному Постановлению, реструктуризации подлежали:

25 Вараксина H.M., Кован СЕ. О реструктуризации кредиторской задолженности // Налоговый вестник. 1999. №6; №7.

Задолженности по налогам и сборам, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности -при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. — при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. — при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. — при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

Задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.

Указанная задолженность погашалась поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.

В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включалась задолженность, отсроченная к взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление до 1 апреля 2000 г., могло быть принято при условии полного внесения ею в течение 2 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, и при наличии положительного заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа о способности организации осуществлять своевременно и в полном объеме уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление с 1 мая до 1 декабря 2001 г., а также в отношении предприятия и организации, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, подавших заявление до 1 ноября 2002 г., могло быть принято при условии полного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет с начала 2001 года. Дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет принято до 1 января 2001 г., могло быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией к взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.

Это интересно:  Постановление об обращении взыскания на заработную плату

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в* федеральный бюджет ей предоставлялось право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам — в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставлялось право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально уплачивались проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г. №1002.

Проценты начислялись исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Организация имела право на досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производилось полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производило списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.

График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен был предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.

При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могли быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.

Организация утрачивала право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Следует отметить, что порядок реструктуризации, определенный Постановления Правительства РФ от 03.09.99 г.

№1002., отличался от действовавших ранее, а именно: —

было исключено предоставление залогового обеспечения, достаточного для погашения всей имеющейся задолженности; —

на суммы пеней и штрафов не начислялись проценты за пользование средствами федерального бюджета в течение срока отсрочки (рассрочки); —

в случае досрочного погашения реструктурируемой задолженности и полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет была предусмотрена возможность списания долга по пеням и штрафам.

В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) отсутствует понятие реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам перед бюджетом. Однако глава 9 РЖ РФ предусматривает возможность изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Как было сказано выше, реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам перед бюджетом представляет собой предоставление юридическим лицам возможности уплатить возникший долг путем изменения срока уплаты налога (сбора) при выполнении условий, установленных государством. Таким образом, возникает вопрос о тождественности понятий «реструктуризация» и «изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени», предусмотренного НК РФ, который требует дополнительного рассмотрения.

Согласно ст. 61 НК РФ, изменение срока уплаты налога и сбора может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Отсрочка — это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.

Рассрочка в отличие от отсрочки представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка, срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течение соответствующего срока (п.1 ст.64 НК РФ). То есть отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке оплаты существующей задолженности.

Как отсрочка, так и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов идентичны.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из следующих обстоятельств: —

причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; —

задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; —

угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; —

имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога; —

производство и (или) реализация товаров (работ или услуг) носит сезонный характер.

В первых двух случаях соответствующий орган не имеет права отказать обратившемуся к нему лицу в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в пределах соответственно причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа, если только не установит, что в данном случае имеют место обстоятельства, исключающие возможность изменения срока уплаты налога (п.7 ст.64 НК РФ). Такими обстоятельствами являются следующие: —

возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; —

проведение производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; —

наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст.62 НК РФ).

Следует отметить, что при наличии указанных выше обстоятельств изменение срока уплаты налога не допускается ни при каких условиях независимо от того, в какой форме планировалось осуществить перенос сроков уплаты налога, будь то отсрочка, рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит.

На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки). Исключение составляют лишь те случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляются по основаниям, указанным в п.п. 1 и 2 ст.64 НК РФ. В таких случаях на сумму задолженности проценты начисляться не должны.

Отсрочка и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляются в основном только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств может применяться залог имущества или поручительство (п.5 ст.61, ст.73, 74 НК РФ).

Налоговый кредит — это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности. Как и отсрочка (рассрочка), налоговый кредит предоставляется по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно: —

если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; —

если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа; —

если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства (п.2 ст.64, п.1 ст.65 НК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п.1 ст.62 НКРФ).

В зависимости от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит, на сумму задолженности подлежат начислению проценты. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ, проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства. В остальных случаях проценты на сумму задолженности не начисляются. Следует отметить, что проценты при предоставлении налогового кредита начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите. То есть размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита, в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п.1 ст.66 НК РФ).

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, строго определен и в корне отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Причем анализ этих оснований позволяет сделать вывод о том, что такая форма изменения срока уплаты налога или сбора не может быть применима к процессам реструктуризации.

Он предоставляется организации-налогоплательщику, если имеет место хотя бы одно из следующих трех оснований:

Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; —

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

Государство прощает долги

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет. В последнее время к подобной процедуре прибегают не только те организации, которые работают по «белому», но и фирмы, «выводящие из тени» свою деятельность. Причем последних сейчас становится все больше, поскольку налоговики с завидным упорством вынуждают-таки компании перейти на «абсолютно белую» систему учета.

Отметим, что невыполнение графика погашения задолженности, например, по одному из государственных внебюджетных фондов, вовсе не влечет прекращения реструктуризации задолженности по другим фондам (постановление правительства от 1 октября 2001 г. № 699). Кроме того, налоговики не вправе приостановить реструктуризацию, если фирма по тем или иным причинам не смогла своевременно уплатить проценты за пользование бюджетными средствами (постановление правительства от 3 сентября 1999 г. № 1002).

Льгота по пеням и штрафам

Что касается платежей во внебюджетные фонды, то организация также может получить некую «льготу»: уплатить за пять лет всю задолженность по обязательным платежам и лишь 15 процентов от соответствующих штрафов и пеней (п. 2 Порядка утвержденного постановлением правительства от 1 октября 2001 г. № 699). Оставшиеся 85 процентов компания может уже не перечислять, обнадеживают эксперты журнала «Московский бухгалтер».

Несмотря на общий положительный эффект, реструктуризация может привнести немало хлопот в жизнь бухгалтера. Дело в том, что порядок учета списанных сумм законодатели успели неоднократно поменять в течение последних двух лет.

Данная норма вызвала массу негодований со стороны компаний. К счастью, на сей раз они были услышаны. С легкой руки законодателей, с начала текущего года фирмы могут списывать без опаски не только налоги, но и суммы финансовых санкций, не увеличивая при этом базу по налогу на прибыль (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК).

Другой не менее проблемный вопрос: что делать с процентами, которые фирма платит за «пользование реструктуризацией»? В постановлении Президиума ВАС от 16 ноября 2004 г. № 5665/04 судьи указали, что уплату процентов нельзя признать расходом. Однако с тех пор в законодательстве произошли некоторые благостные для налогоплательщиков изменения. Закон № 58-ФЗ дал фирмам право включить проценты за пользование реструктуризацией в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Как видим, сейчас компаниям как никогда выгодно заняться реструктуризацией задолженности. Тем более что государство предоставляет подобный шанс избавиться от налоговых долгов каждой отдельно взятой организации лишь один раз. Второго такого шанса уже не будет.

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.

Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.

Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.

Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:

будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;

предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;

усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.

Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).

Таблица 2 — Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.

— ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии.

Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.

3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. — С. 70-78.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.

Перейти к обсуждению работы

Отказ организации-должника от исполнения обязательств по договорам.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные.

Погашение задолженности путем передачи кредитору готовой продукции должника.

Погашение задолженности по обязательствам может происходить путем передачи кредитору при взаимном согласии сторон готовой продукции организации-должника, а также оказания ею услуг кредитору. Стоимость готовой продукции, а также стоимость и номенклатура услуг согласуются сторонами в специальном соглашении.

Следует иметь в виду, что для быстрейшего погашения кредиторской задолженности, выраженной в виде полученных за продукцию авансов и векселей к уплате, следует снизить длительность (ускорить) изготовление продукции в целях осуществления расчетов с кредиторами. Стоимость, качество и номенклатура продукции оговорены в соответствующих договорах с заказчиками.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные осуществляется путем соглашения сторон об изменении соответствующих договоров и перенесения сроков платежей на период более 12 месяцев. Благодаря принятию такого решения улучшаются показатели ликвидности организации и создается некая возможность в будущем погасить долги.

В целях восстановления платежеспособности организации-должника могут быть использованы такие меры, предусмотренные ст. 450 ГК РФ, как отказ от исполнения ряда договоров, невыгодных для должника, и расторжение ряда совершенных должником сделок.

Односторонний отказ от исполнения договоров должника требует наличия двух признаков:

— договор полностью или частично не исполнен сторонами;

— исполнение договора повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года), либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе, или имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника (например, договор предусматривает обязанность должника по внесению крупных инвестиций либо выдачу им поручительства по обязательствам контрагента перед третьими лицами).

Порядок проведения реструктуризации регулируется Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и постановлениями Правительства РФ, а также региональными органами власти. Такие постановления и сопровождающие их документы принимаются ежегодно. В этих документах устанавливаются сроки и условия проведения реструктуризации, порядок определения суммы подлежащей реструктуризации задолженности, алгоритм принятия решений, права и обязанности предприятий и органов государственного управления.

Реструктуризация старой налоговой задолженности

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2010, N 4

В адрес редакции нашего журнала приходят письма с просьбой осветить порядок реструктуризации налоговой задолженности, возникшей у бюджетных учреждений. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек. Удовлетворяя просьбы наших читателей, представляем вашему вниманию данный материал.

Реструктуризация — особый правовой режим по исполнению обязательств по уплате налога, а также пеней и штрафов согласно утвержденному налоговым органом графику. Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом утвержден Постановлением Правительства РФ N 1002 (далее — Порядок). Как проводилась реструктуризация?

Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

Задолженность перед федеральным бюджетом

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности ;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

Согласно утвержденному графику задолженность погашается равными долями один раз в квартал (п. 6 Порядка).

Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Это интересно:  Днс как узнать сколько бонусов на карте

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).

Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.

Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Задолженность перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

Решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

В связи с этим субъектам РФ при проведении реструктуризации налоговой задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет субъекта РФ, следует руководствоваться Порядком или документом, утвержденным самостоятельно. При этом в нормативном акте субъекта РФ должны быть учтены положения Постановления Правительства РФ N 1002.

Задолженность перед внебюджетными фондами

Порядок реструктуризации задолженности, возникшей у государственных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образований (далее — бюджетные учреждения) по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, определен Постановлением Правительства РФ N 581 . В нем идет речь о реструктуризации задолженности, числящейся за бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008.

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 581 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности» (далее — Правила).

Чтобы инициировать процедуру реструктуризации задолженности, учреждение должно было подать в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика до 01.11.2009 заявление с приложением к нему документов, указанных в п. 8 Правил.

Отметим, что согласно п. 2 Правил в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность:

  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • отсроченная ко взысканию в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, принятыми до введения в действие части второй НК РФ.

При реструктуризации задолженности главные распорядители бюджетных средств в срок до 01.09.2009 должны были представить в налоговые органы перечни бюджетных учреждений, задолженность которых подлежит реструктуризации. Налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления учреждения о проведении реструктуризации задолженности обязаны рассмотреть его и принять решение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки уплаты суммы:

  • задолженности по страховым взносам до 01.01.2010;
  • задолженности по начисленным пеням и штрафам с 01.01.2010 по 01.01.2020.

Реструктуризация задолженности учреждения в соответствии с Правилами проводится один раз.

С момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится. При этом учреждение имеет право осуществить досрочное погашение задолженности.

В силу п. 7 Правил налоговый орган выдает учреждению график погашения задолженности по страховым взносам и график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам. Согласно этим графикам производится уплата налогов, пеней и штрафов. Графики предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже одного раза в квартал.

При неуплате платежей в размерах и (или) в сроки, которые установлены графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности (п. 13 Правил).

Обратите внимание! Невыполнение графика погашения задолженности в отношении одного из государственных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности в отношении других фондов (п. 13 Правил).

При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок может принять решение о его отмене и взыскании в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах задолженности. При этом восстанавливается начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам, оставшуюся непогашенной на дату принятия решения об отмене решения о реструктуризации.

Копии решений о реструктуризации задолженности учреждения или об отмене решения о реструктуризации задолженности направляются налоговым органом в соответствующие внебюджетные фонды в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.

Реструктуризация налоговой задолженности

17.01.2018

Реструктуризация старой налоговой задолженности

В адрес редакции нашего журнала приходят письма с просьбой осветить порядок реструктуризации налоговой задолженности, возникшей у бюджетных учреждений. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек. Удовлетворяя просьбы наших читателей, представляем вашему вниманию данный материал.

Реструктуризация — особый правовой режим по исполнению обязательств по уплате налога, а также пеней и штрафов согласно утвержденному налоговым органом графику. Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом утвержден Постановлением Правительства РФ N 1002 (далее — Порядок). Как проводилась реструктуризация?

Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом».

Задолженность перед федеральным бюджетом

Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности ;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

Согласно утвержденному графику задолженность погашается равными долями один раз в квартал (п. 6 Порядка).

Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).

Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.

Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Задолженность перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

Решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

В связи с этим субъектам РФ при проведении реструктуризации налоговой задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет субъекта РФ, следует руководствоваться Порядком или документом, утвержденным самостоятельно. При этом в нормативном акте субъекта РФ должны быть учтены положения Постановления Правительства РФ N 1002.

Задолженность перед внебюджетными фондами

Порядок реструктуризации задолженности, возникшей у государственных учреждений, субъектов РФ и муниципальных образований (далее — бюджетные учреждения) по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, определен Постановлением Правительства РФ N 581 . В нем идет речь о реструктуризации задолженности, числящейся за бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008.

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 581 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 01.07.2008, а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности» (далее — Правила).

Чтобы инициировать процедуру реструктуризации задолженности, учреждение должно было подать в налоговый орган по месту постановки его на учет в качестве налогоплательщика до 01.11.2009 заявление с приложением к нему документов, указанных в п. 8 Правил.

Отметим, что согласно п. 2 Правил в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность:

  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • отсроченная ко взысканию в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности, принятыми до введения в действие части второй НК РФ.

При реструктуризации задолженности главные распорядители бюджетных средств в срок до 01.09.2009 должны были представить в налоговые органы перечни бюджетных учреждений, задолженность которых подлежит реструктуризации. Налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления учреждения о проведении реструктуризации задолженности обязаны рассмотреть его и принять решение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки уплаты суммы:

  • задолженности по страховым взносам до 01.01.2010;
  • задолженности по начисленным пеням и штрафам с 01.01.2010 по 01.01.2020.

Реструктуризация задолженности учреждения в соответствии с Правилами проводится один раз.

С момента принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности начисление пеней и штрафов на сумму задолженности по страховым взносам не производится. При этом учреждение имеет право осуществить досрочное погашение задолженности.

В силу п. 7 Правил налоговый орган выдает учреждению график погашения задолженности по страховым взносам и график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам. Согласно этим графикам производится уплата налогов, пеней и штрафов. Графики предусматривают осуществление учреждением соответствующих платежей равными частями не реже одного раза в квартал.

При неуплате платежей в размерах и (или) в сроки, которые установлены графиками погашения задолженности, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу учреждение утрачивает право на реструктуризацию задолженности (п.

Реструктуризация налоговой задолженности

Обратите внимание! Невыполнение графика погашения задолженности в отношении одного из государственных внебюджетных фондов не влечет прекращения реструктуризации задолженности в отношении других фондов (п. 13 Правил).

При возникновении указанных обстоятельств налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок может принять решение о его отмене и взыскании в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах задолженности. При этом восстанавливается начисление пеней на сумму задолженности по страховым взносам, оставшуюся непогашенной на дату принятия решения об отмене решения о реструктуризации.

Копии решений о реструктуризации задолженности учреждения или об отмене решения о реструктуризации задолженности направляются налоговым органом в соответствующие внебюджетные фонды в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.

ревизии и проверки

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Прохорова К.С., Маркелова С.В.

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Статья написана по материалам сайтов: bankfs.ru, wiseeconomist.ru, obd2bluetooth.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector