+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Особенности банкротства кредитных организаций

Общие особенности банкротства кредитных организаций

Процедуры банкротства кредитной организации регулируются Законом о банкротстве кредитных организаций. Особенности банкротства кредитной организации, отличающие его от банкротства иных юридических лиц, заключаются в следующем:

  • – в использовании сокращенного перечня процедур банкротства;
  • – в наличии особых признаков, необходимых для признания кредитной организации банкротом;
  • – в особом характере мер по финансовому оздоровлению и предупреждению банкротства кредитной организации;
  • – в особом круге субъектов, имеющих право обратиться в суд с требованием о банкротстве кредитной организации;
  • – в особой очередности удовлетворения требований кредиторов кредитной организации;
  • – в особой группе субъектов, выполняющих функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитной организации.

Закон о банкротстве, регулирующий общие процедуры банкротства, устанавливает, что банкротством юридического лица считается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В отличие от этого критерия под банкротством кредитной организации в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций понимается признанная арбитражным судом ее неспособность в течение 14 дней после наступления даты исполнения:

  • – удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;
  • – и (или) исполнить обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты;
  • – и (или) исполнить обязанность по исполнению поручений (распоряжений) своих клиентов о перечислении с их счетов клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация также считается неспособной удовлетворить указанные требования и (или) исполнить обязанность по уплате платежей, если стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения указанных обязанностей.

Как видно из указанных определений, во-первых, для кредитных организаций указан более короткий срок для исполнения указанных обязательств, во-вторых, Закон о банкротстве кредитных организаций приравнивает к неспособности кредитной организации уплатить не только собственные обязательные платежи в бюджет, но также неспособность уплатить данные платежи своих клиентов.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • – сама кредитная организация;
  • – конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
  • – уполномоченные органы;
  • – Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Согласно ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве лицензии в Вестнике Банка России», если ко дню отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве. Банк России также обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом в течение пяти дней со дня получения ходатайства об этом временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в случае выявления временной администрацией признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом по денежным обязательствам или обязательным платежам после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. При этом требования по денежным обязательствам должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, а требование об уплате обязательных платежей должно быть подтверждено решением налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации.

Кредитная организация, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы также вправе самостоятельно инициировать отзыв лицензии, направив в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций с приложением документов, подтверждающих наличие и размер денежных обязательств и (или) задолженности по обязательным платежам у кредитной организации.

Указанные лица, направившие в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев со дня направления указанного заявления или получения отказа в отзыве у кредитной организации указанной лицензии вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, не дожидаясь отзыва лицензии у кредитной организации.

В отличие от банкротства иных юридических лиц при банкротстве кредитной организации процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения, предусмотренные Законом о банкротстве, не применяются. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, согласно ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций является АСВ.

Агентство по страхованию вкладов также назначается конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в следующих случаях:

  • – при непредставлении Банком России в арбитражный суд для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего – физического лица;
  • – при освобождении или отстранении конкурсного управляющего – физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;
  • – при принятии арбитражным судом к производству заявления о признании банкротом отсутствующей кредитной организации.

В остальных случаях конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка

России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

  • – соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Законом о банкротстве;
  • – отсутствие согласно ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;
  • – прохождение обучения по программе, утвержденной Указанием Банка России от 21 декабря 2004 г. № 1532-У «Об утверждении Программы обучения арбитражных управляющих».

Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего или заявления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в течение 30 дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным Законом о банкротстве кредитных организаций.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется Положением об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, утвержденным Банком России 14 декабря 2004 г. № 265-П.

Банком России могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций по согласованию с Минэкономразвития и Минюстом России.

Согласно п. 1.2 указанного Положения срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

Банк России на основе п. 6.1 вышеназванного Положения вправе аннулировать аккредитацию или отказать в продлении срока аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, при наличии одного из следующих оснований:

  • – отстранения конкурсного управляющего арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;
  • – нарушения условий аккредитации;
  • – нарушения конкурсным управляющим законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведшего к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов.

В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

Согласно п. 4 ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату.

В случае утверждения конкурсным управляющим АСВ на него не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности. Оно обязано направить в арбитражный суд и Банк России сообщение о назначении представителя в деле о банкротстве в течение пяти дней со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения судебного акта об утверждении конкурсным управляющим АСВ. Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 50.36 Закона о банкротстве кредитных организаций.

Текущие обязательства кредитной организации, удовлетворяемые вне очереди за счет конкурсной массы кредитной организации, исполняются в порядке, предусмотренном ст. 50.27 Закона о банкротстве кредитных организаций, а очередность их исполнения, в свою очередь, определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ.

За счет конкурсной массы кредитной организации согласно ст. 50.36 Закона о банкротстве кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются требования:

  • • физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;
  • • физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, за исключением требований:
    • – лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности;
    • – адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
    • – по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций;
  • • АСВ по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Законом о страховании вкладов физических лиц в результате осуществления АСВ выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
  • • Банка России, перешедшие к нему в соответствии с Законом о выплатах Банка России по вкладам физических лиц в результате осуществления Банком России выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Расчеты кредитной организации в этот период осуществляются в соответствии вышеназванным Указанием Банка России от 5 июля 2007 г. № 1853-У.

Особенности банкротства кредитных организаций

При банкротстве кредитных организаций следует руководствоваться Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»*(508) (далее — Закон N 40-ФЗ). Данный Закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены Законом о банкротстве, также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

В отличие от общего Закона о банкротстве в Законе N 40-ФЗ значительное место отводится следующим мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций*(509):

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Порядок осуществления перечисленных мер предусмотрен инструкциями ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. N 84-И*(510) и от 11 ноября 2005 г. N 126-И*(511).

На основании ст. 4 Закона N 40-ФЗ указанные меры осуществляются, в случаях когда кредитная организация:

— не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах кредитной организации;

— не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корсчетах кредитной организации;

— допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

— нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

— нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

— допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России*(512).

В случае возникновения перечисленных оснований кредитная организация, ее участники (учредители) обязаны принять меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации. В свою очередь, Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления названных мер, а также назначить временную администрацию. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется, в случае когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ).

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

— оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

— приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала)*(513);

— изменение организационной структуры кредитной организации и др.

Временная администрация является специальным органом по управлению кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном Законом N 40-ФЗ и нормативными актами Банка России*(514). В период деятельности временной администрации Банк России вправе ограничить либо приостановить полномочия исполнительных органов кредитной организации.

Это интересно:  На каких условиях предоставляется кредит

В ст. 17 Закона N 40-ФЗ перечислены основания назначения временной администрации:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии.

Руководителем временной администрации является служащий Банка России, приказом последнего определяется ее состав.

Временная администрация назначается Банком России на срок не более 6 месяцев. Если к моменту его окончания по-прежнему имеются основания для назначения временной администрации, она направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, осуществляет свои полномочия со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

Реорганизация кредитной организации осуществляется исключительно в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Банка России*(515).

Дело о банкротстве кредитной организации рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, Законом N 40-ФЗ или в не урегулированных ими случаях общим Законом о банкротстве 2002 г. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: сама кредитная организация; конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета; уполномоченные органы; Банк России (в том числе в случаях когда он не является кредитором кредитной организации).

Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на основании заявления указанных выше лиц, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера МРОТ, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России*(516).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия судом заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Предварительное судебное заседание не проводится. Проверка обоснованности требований лица-заявителя проводится в том же заседании, что и рассмотрение дела о банкротстве. Арбитражный суд, принявший решение о признании кредитной организации банкротом, направляет данное решение в Банк России, а также в Федеральную налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Арбитражный суд выносит решение об отказе в признании кредитной организации банкротом, если отсутствуют признаки банкротства или установлен факт фиктивного банкротства (когда заявление подано самой кредитной организацией — должником). При этом кредитная организация подлежит принудительной ликвидации согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности».

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство*(517). Данная процедура вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий, процедура утверждения которого различается в зависимости от того, имела ли кредитная организация лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. При отсутствии такой лицензии управляющий утверждается в порядке, установленном общим Законом о банкротстве. Он также должен быть аккредитован при Банке России в качестве конкурсного управляющего*(518). При наличии указанной лицензии конкурсным управляющим является Агентство по страхованию вкладов*(519) (далее — Агентство).

Конкурсный управляющий или Агентство должны опубликовать в «Российской газете», «Вестнике Банка России» и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Со дня первой публикации в одном из официальных изданий начинается течение срока предъявления требований кредиторов, который не может быть менее 60 дней.

При проведении конкурсного производства интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов представляют собрание и (или) комитет кредиторов, которые формируются и действуют в соответствии с общим Законом о банкротстве с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один корреспондентский счет кредитной организации-банкрота для денежных средств в валюте РФ — основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты — необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке. Перечень таких кредитных организаций утверждается Правительством РФ. При осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве. Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте РФ.

После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах в порядке и на условиях, которые определены общим Законом о банкротстве, за рядом исключений (например, не могут производиться замещение активов и продажа предприятия кредитной организации). При продаже имущества кредитной организации права требования по договорам займа, кредита и факторинга могут быть выставлены на торги единым лотом (продажа кредитного портфеля кредитной организации). Единым лотом также может быть выставлено на торги имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требования по таким договорам.

В целях сокращения сроков расчетов с кредиторами конкурсный управляющий вправе приобрести имущество кредитной организации, не проданное на повторных торгах, по начальной цене, установленной для повторных торгов. Указанная сделка совершается в письменной форме.

Принадлежащие кредитной организации ценные бумаги, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг, могут быть проданы через организатора торговли на рынке ценных бумаг либо на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения торгов.

Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие согласно Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»*(520), а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством РФ. Отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в ходе конкурсного производства осуществляется в очередности, установленной общим Законом о банкротстве, с учетом особенностей, установленных Законом N 40-ФЗ.

Вне очереди исполняются текущие обязательства кредитной организации (например, судебные расходы; расходы на опубликование сообщений; обязательства по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, аккредитованному при Банке России; обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период со дня отзыва у кредитной организации лицензии до дня открытия конкурсного производства, а также возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников кредитной организации).

В первую очередь удовлетворяются:

1) требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда;

2) требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета (за исключением индивидуальных предпринимателей, если такие счета открыты в связи с их деятельностью, а также лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) банковского счета, по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций. Данные требования включаются в состав требований кредиторов, удовлетворяемых в третью очередь);

3) требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

4) требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

Требования кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов, включенных в реестр.

После завершения расчетов с кредиторами, согласования с Банком России ликвидационного баланса конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. По итогам его рассмотрения суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами — определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Судебные акты направляются конкурсному управляющему и в Банк России.

Конкурсный управляющий обязан в течение 30 дней со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России данное определение и другие документы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Законом РФ «О банках и банковской деятельности». Внесение в ЕГРЮЛ сведений о госрегистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном названными законами.

Особенности банкротства банков и кредитных организаций

Экономико-правовое регулирование банкротства кредитных организаций

Неэффективное управление и (или) негативные внешние факторы могут привести к кризису кредитной организации, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов. В этом случае требуется дополнительное финансирование для покрытия всех убытков кредитно-финансовой структуры, а в целом проблема несостоятельности может быть решена как минимум двумя способами. Первый — ликвидация банка, при которой убытки покрываются после продажи активов и (или) за счет фонда гарантирования вкладов. Второй способ — проведение рекапитализации банка. Она может быть осуществлена новыми акционерами в случае их заинтересованности в приобретении банка. Если частные инвесторы не проявляют интереса к покупке банка, государство само проводит его рекапитализацию, перенося существенную часть убытков финансово-кредитной организации на налогоплательщиков. Впоследствии государство может приватизировать реструктурированный банк для возмещения средств, потраченных на его реструктуризацию. Подобная общая схема позволяет выделить три типа банковских кризисов.

Макроэкономические потрясения при развертывании кризиса «чилийского типа» не вылились в полномасштабную бюджетно-финансовую дестабилизацию, ведущую к высокой инфляции, демонетизации экономики, что характерно для кризисов третьего типа.

Кроме трех основных типов банковских кризисов можно выделить ряд более конкретных форм их проявления.

Латентный кризис представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать (в западной литературе такая ситуация характеризуется как bank distress).

Открытая форма кризиса — банковские банкротства, которым до Великой депрессии (1929—1933 гг.) предшествовала банковская паника, выражавшаяся в массовых изъятиях вкладов из банков. В кризисах последнего времени, главным образом благодаря системе страхования вкладов и различным формам явных и неявных гарантий со стороны государства, «набеги» вкладчиков на банки стали редкостью. В нынешних условиях переход кризиса из скрытой в открытую форму в значительной степени предопределяется спецификой институционально-правовой базы страны и мерами со стороны центрального банка и других регулирующих органов по отношению к проблемным банкам. В западной практике термин «банковский кризис» часто применяется именно к открытым формам кризиса [1] .

Системный банковский кризис означает несостоятельность большей части банковской системы.

Несостоятельность — неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками, в силу невыполнения обязательства заемщиками банка, контракта с банком, либо в результате обесценения банковских активов.

При открытой форме кризиса несостоятельность выражается в прекращении банками выдачи депозитов по требованию вкладчиков. Прекращение платежей по вкладам большим числом банков —- наиболее явное проявление открытого системного кризиса.

Частичный, или локальный, кризис охватывает либо отдельные секторы банковской системы, либо отдельные регионы внутри страны.

Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о ЦБ РФ) целями деятельности Банка России являются развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного функционирования платежной системы. Регулирующей и надзорной функциям ЦБ РФ посвящена гл. X Закона. Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.

Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ РФ отслеживает на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Закона ЦБ РФ перечисляются меры, которые ЦБ РФ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности, относятся:

  • 1) взыскание с кредитной организации штрафа в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала, а также требование:
    • • об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
    • • о замене руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в федеральном законодательстве;
    • • об осуществлении реорганизации кредитной организации;
  • 2) изменение на срок до шести месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов;
  • 3) введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • 4) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  • 5) введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций), и др.

Центральное значение в системе правового регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Закон о банкротстве кредитных организаций. Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы, связанные с мерами по предупреждению банкротства.

Основные преимущества Закон о банкротстве кредитных организаций заключаются, в том, что этот Закон:

  • • признает необходимость применения ряда мер по предупреждению банкротства кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства);
  • • содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных организаций.

Следует отметить особенности процедуры банкротства кредитной организации, связанные с тем, что, согласно ст. 182 Закона о банкротстве, при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации принимается только решение об открытии конкурсного производства или об отказе в признании ее банкротом.

Закон дает определение банкротства кредитной организации — это признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) Закон предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся следующие:

  • 1) финансовое оздоровление кредитной организации;
  • 2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • 3) реорганизация кредитной организации.
Это интересно:  Взыскание задолженности по кредитному договору

Указанные меры осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

  • • не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • • не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • • допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • • нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
  • • нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
  • • допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

В рамках финансового оздоровления может быть оказана финансовая помощь кредитной организации, ее учредителями или участниками, а также иными лицами. Финансовая помощь может выражаться в следующем:

  • • в размещении денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
  • • в предоставлении поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • • в предоставлении отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • • в переводе долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • • в отказе от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направлении ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • • в дополнительных взносах в уставный капитал данной кредитной организации;
  • • в прощении долга кредитной организации;
  • • в новации и в иных формах.

Финансовое оздоровление также может быть выражено в изменении структуры активов и пассивов кредитной организации и может предусматривать:

  • • улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
  • • приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
  • • сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
  • • продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
  • • иные меры по изменению структуры ее активов;
  • • увеличение собственных средств (капитала);
  • • снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • • увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
  • • иные меры по изменению структуры ее пассивов.

Также в рамках финансового оздоровления применяется

приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации, означающее, например, изменение состава и численности сотрудников кредитной организации, сокращение и ликвидацию обособленных подразделений кредитной организации.

Особенности процедур банкротства кредитных организаций

Круг субъектов, попадающих в сферу действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», как следует из его названия, положений ст. 1 этого Закона, а также положений п. 3 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ограничивается кредитными организациями.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» могут функционировать кредитные организации двух типов — банк и небанковская кредитная организация.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • * привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  • * размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  • * открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным

Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Указание в Законе на возможность образования кредитной организации в форме хозяйственного общества означает, что для кредитной организации допустима только одна из трех организационно-правовых форм:

  • * акционерное общество;
  • * общество с ограниченной ответственностью;
  • * общество с дополнительной ответственностью.

Понятие «несостоятельность (банкротство) кредитной организации» в некоторых принципиальных моментах не совпадает с понятием несостоятельности применительно к другим участникам делового оборота.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Сравнение определений рассматриваемых понятий показывает, чем отличается банкротство кредитной организации от банкротства другого участника гражданского оборота:

во-первых, в определении банкротства присутствует оговорка о возможности объявления должником своей неспособности удовлетворить требования кредиторов, в определении же банкротства кредитной организации подобное положение отсутствует;

во-вторых, в отличие от других участников гражданского оборота, характерной чертой несостоятельности которых является неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, т. е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами, существенной же особенностью банкротства кредитных организаций является вообще неспособность удовлетворить денежные требования, которая не характеризуется какими-либо «объемами».

Объяснение этих различий кроется в экономико-правовой сущности кредитных организаций, которые представляют собой особые институты, созданные для аккумуляции денежных средств и накоплений, для предоставления кредитов, осуществления расчетов, операций с ценными бумагами и т. п. В отличие от иных участников гражданского оборота кредитные организации осуществляют банковские операции, что наиболее отчетливо показывает специфичность банковской деятельности.

Банковские операции делятся на пассивные, посредством которых кредитные организации образуют ресурсы денежного капитала, и активные, посредством которых банки используют привлеченные денежные средства с конечной целью извлечения прибыли. Главные пассивные операции — это формирование собственного капитала и прием вкладов. Собственный капитал кредитной организации складывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли. При этом существенной характеристикой банка является то, что удельный вес собственного капитала в их ресурсах обычно не превышает 10%, а у крупных банков еще меньше. Именно по этой причине банк в подавляющем большинстве случаев не способен в течение короткого времени удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Однако кредиторы предъявляют свои требования не одновременно, а в оговоренные соответствующими договорами сроки, что и является основным условием существования банков. Одномоментное изъятие из любого банка даже 10% вкладов обычно приводит к банкротству этого банка, что обусловлено наличием тесной взаимосвязи между активными и пассивными операциями, проводимыми банком. Размеры и формы активных операций зависят от размеров и форм привлеченных ресурсов.

Таким образом, существенными особенностями банкротства кредитной организации являются:

  • * неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;
  • * неспособность кредитной организации исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
  • * признание арбитражным судом неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Смысл последней особенности банкротства кредитной организации заключается в том, что состояние указанной неспособности кредитной организации само по себе не является ее несостоятельностью (банкротством), а может перерасти в это состояние исключительно в случае признания этого факта арбитражным судом.

Для иных участников гражданского оборота в случае их добровольного объявления о своем банкротстве существует возможность рассчитаться со всеми своими кредиторами в полном объеме без обращения в арбитражный суд (в случае отсутствия письменного возражения хотя бы одного кредитора). В данном случае теоретически возможно, используя в качестве источника покрытия долгов собственные средства и накопленную прибыль, расплатиться с кредиторами в полном объеме. Для кредитной организации такая возможность в силу указанных выше причин исключена.

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации согласно формулировки Закона понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.

Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.

Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»№395-ФЗ (далее — Закон о банках), является закрытым.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • * финансовое оздоровление;
  • * назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • * реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • * оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • * изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • * изменение организационной структуры кредитной организации;
  • * приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).
  • * Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:
  • * размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • * предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • * предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • * перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • * отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • * дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • * прощения долга кредитной организации;
  • * новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций).

В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией — временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.

В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация. Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве) процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.

Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

В настоящее время конкурсным управляющим может быть специализированный орган — Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода:

  • * во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач),
  • * во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» №265-П.

Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», относятся к 1-й очереди.

Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора — государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство).

Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих — физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего — физического лица ликвидатором также назначается Агентство.

Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего — физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росреестру.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, studref.com, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector