+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обжалование действий судебного пристава исполнителя

Содержание:

Процесс

РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

Получатель

Управление Федерального Казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (МРИ ФНС России №1 по ХМАО)

Расчетный счет

ОКТМО

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

  • Просмотр
  • What links here

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Статья 90 Федерального закона Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ

  1. На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  2. Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
  3. Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.
  4. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Часть 1 статьи 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после введения в действие АПК РФ (2002 года) должна применяться с учетом его положений, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
  6. Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе споры об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. (Постановление Пленума ВАС от 09.12.2002 №11).
  7. Данный вопрос регламентируется:
    • Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (№ 95-ФЗ от 24.07.2002);
    • Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
    • Постановлением Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов»;
    • Информационным письмом ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Статья 197 Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

  1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

(Извлечения из комментария к АПК РФ) В ч. 1 ст. 197 АПК РФ установлено, что дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые предусмотрены в гл. 24 Кодекса. При этом определяется, что эти же правила применяются при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с той же ч. 1 ст. 197 АПК РФ правила административного судопроизводства, в порядке которого должны рассматриваться дела об оспаривании ненормативных правовых актов, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя. В связи с этим дела об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя должны возбуждаться в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, а не жалобы. (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 197 АПК РФ)

  • Подведомственность арбитражного суда по спорам о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (а не службы судебных приставов) по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов арбитражного суда, иных уполномоченных органов (налоговые органы, таможня, государственные внебюджетные фонды и иные органы, которым законом предоставлено право на бесспорное взыскание задолженности) определена частью 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 197 и статьей 329 АПК РФ.
  • Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 6 статьи 38 АПК).
  • На это правило следует обращать внимание в случае несовпадения места выдачи исполнительного документа и места нахождения судебного пристава-исполнителя. Нужно также учитывать, что в некоторых ситуациях место совершения исполнительных действий и место нахождения судебного пристава-исполнителя могут не совпадать (п. 4 ст. 11 Закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • В некоторых случаях право на обращение в арбитражный суд имеется и у физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, должностное лицо должника, на которое судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства по исполнительному листу арбитражного суда наложен штраф).
  • Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде дела об обжаловании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если исполнительное производство возбуждено:
    • на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования к должнику, основанные на исполнительных документах судов общей юрисдикции;
    • по сводному исполнительному производству, где объединены требования, основанные на исполнительных документах, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, и при невозможности разделить заявляемые в арбитражный суд требования по исполнительным листам арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
  • 8.2. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

    Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

    В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

    Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

    Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

    Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

    Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

    Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

    Обжалование в порядке подчиненности.В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

    Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

    Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

    Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

    Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

    В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

    Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

    Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

    В жалобе должны быть указаны:

    1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

    2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

    3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

    4) требования лица, подавшего жалобу.

    Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

    В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

    1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

    2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

    3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

    4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

    5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

    Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

    Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

    Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

    В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

    1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

    2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

    3) краткое изложение жалобы по существу;

    4) обоснование принятого решения;

    5) принятое по жалобе решение;

    6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

    По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

    В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

    1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

    2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

    3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

    4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

    Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

    Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

    Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

    Обжалование в судебном порядке.Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

    Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

    1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

    2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

    4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

    Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

    Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

    Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

    Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

    Это интересно:  Сколько могут удерживать из зарплаты судебные приставы

    Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204).

    С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и гл. 24.1 ГПК*(205).

    Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

    Судебный пристав-исполнитель — государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

    Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

    1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

    2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

    3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

    4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

    5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

    6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

    Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

    В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

    Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

    Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

    Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

    В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

    Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

    Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

    В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

    К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

    К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

    Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

    Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

    При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

    Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

    Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

    В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

    Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

    Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

    Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

    Это интересно:  Направление исполнительного листа в службу судебных приставов

    Можно ли обжаловать действия судебного пристава исполнителя и когда это возможно

    Обжалование действий судебного пристава исполнителя происходит посредством искового обращения пострадавшим человеком или организацией от проведенных чиновником мероприятий или, наоборот, от полного отсутствия действий.

    Жаловаться имеют право все стороны процесса – взыскатель, должник, их родственники, как физические, так и юридические лица.

    Как происходит процедура оспаривания действий судебного пристава исполнителя

    Согласно КАС РФ лица и предприятия располагают возможностью подавать на обжалование постановления судебного пристава исполнителя в такой же мере, как и на прочих госчиновников.

    Подспорьем для оспаривания являются признаки:

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

    • Нарушение прав или препятствие свободы действия;
    • Отсутствие повода для истребования долга;
    • Насильственное навязывание обязательства.

    Постановление судебных приставов пострадавшему доступно оспорить в нескольких инстанциях:

    • У руководящего чиновника;
    • В судебной юрисдикции;
    • В прокуратуре.

    Также пострадавший имеет возможность отозвать свое заявление в любой момент процесса до вынесения вердикта по нему.

    Процесс обжалования и кому подается иск

    С 15 сентября 2015 года заявление об оспаривании действий судебного пристава исполнителя обязано иметь формат административного иска. Оспаривание действий судебного пристава исполнителя в судебном порядке осуществляется в арбитраже по месту деятельности сотрудника службы приставов, если решение по взысканию было принято данной инстанцией.

    Порядок обжалования действий судебного пристава через суд-смотрите в этом видео:

    В прочих вариантах, к примеру:

    • Отказ в отводе судебного пристава исполнителя;
    • Жалоба на деятельность чиновника;
    • Обжалование бездействия судебного пристава исполнителя.

    Что включается в заявление

    Оспаривание формируется по типовому образцу. Основные правила и форма заполнения доступны на сайте или в отделении ФССП, также в судебной инстанции или на сайте ФССП РФ.

    В заявлении должны иметь место следующие моменты:

    • Подробная информация о заявителе – ФИО или название организации, место жительства или регистрации, юридический адрес для предприятия;
    • Данные о приставе, виновнике жалобы – ФИО, должность;
    • Реквизиты обжалуемого постановления;
    • Перечень оснований для данного обращения;
    • Требования пострадавшего;
    • Список документов, прилагаемых к иску;
    • Дата, подпись.

    Сроки обращения в инстанции

    Сроки обжалования действия/бездействия, должностного лица службы судебных приставов 10 суток с дня выполнения им противоречащих закону мероприятий или с момента поступления о таком процессе информации.

    Если же данные дни пропущены, необходимо ходатайствовать о восстановлении упущенного периода.

    Сроки для рассмотрения обращения по иску

    Согласно законодательству в соответствующих инстанциях прошение рассматривается 10 рабочих дней.

    Важно: рассмотрение иногда приостанавливается с целью получения важных материалов по вопросам дела, но не более чем на десятидневный период.

    Если заявитель избрал прокуратуру, иск там проходит регистрацию в трехдневный срок и рассматривается месяц.

    Судебный процесс

    Обжалование в суде действий судебного пристава исполнителя осуществляется в следующем формате:

    • Председатель принимает заявление;
    • Истребует документ;
    • Присутствие прокурора на заседании обязательно;
    • В ходе прений выслушиваются обе стороны;
    • Принимается решение.

    Отрицательные и положительные стороны разбирательства в суде

    • Суд не имеет права, в отличие от прокуратуры, дать распоряжения на выполнение либо каких действий;
    • Наказать нарушителя закона;
    • Установить лимит времени на выполнение.

    Плюсами является получение материального взыскания за моральный ущерб, при этом деньги перечисляет управление, в котором работает нарушитель, а уже с самого ответчика высчитывает управление. Таким образом, пристав понимает, что нарушая букву закона, он рискует материально.

    Отказ в принятии решения по жалобе

    Обжалование бездействия судебного пристава или его действий для заявителя не всегда заканчивается положительно, отказом все заканчивается когда:

    • Дело идет о постановлении суда о взыскании алиментов;
    • Дело касается результатов оценки недвижимости, выполняемых оценщиком;
    • Не соблюдены сроки обжалования действий судебного пристава исполнителя и нет прошения о продлении;
    • Судьей принят вердикт по аналогичному иску;
    • Документ в ненадлежащей форме и не содержит информации в полном объеме;
    • Обращение касается действий должностного лица ССП.

    Результаты рассмотрения обжалования

    Итак, через судебное слушание можно добиться такого результата:

    • Отмены постановления судебного пристава исполнителя в полном или частичном объеме;
    • Признание осуществление мероприятий с его стороны незаконным;
    • Определить меры исправления ситуации;
    • Получить материальное взыскание за причинение морального ущерба.

    Все об обжаловании постановлений-увидите в этом видео:

    Ответственность служащего ССП

    В связи с отраслью деятельности пристав суда полностью ответственен за выполняемые или не выполняемые им мероприятия. Ответственность в данном виде юриспруденции разделяется на такие категории:

    1. Присутствие сферы отношений и действий, способствующих появлению ответственности.
    2. Основание ответственности соответственно исполнительному праву.
    3. Пристав, зависимо от тяжести проступков, подвержен таким видам наказания:
    • Дисциплинарной;
    • Уголовно-правовой;
    • Административной;
    • Материальной;
    • Финансовой;
    • Процессуальной;
    • Социальной;
    • Фидуциарной.

    Все эти признаки комплексно учитываются судьей при определении мер наказания.

    Можно ли жаловаться в целом на деятельность ФССП

    Оспаривание постановления судебного пристава исполнителя или обжалование постановления судебного пристава доступно выполнить посредством судебных прений.

    К примеру, реально изначально пойти в суд с жалобой на противоправность мероприятий со стороны данного работника или же пожаловаться вышестоящему руководству чиновника ФССП.

    Порядок обжалования действий судебного пристава исполнителя, вышестоящего руководства, ровно, как и прочих государственных чиновников, предусматривает возмещение моральных убытков за счет казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ. Тогда от имени казны согласно статье 1071 действует соответствующий финансовый орган.

    Заключение

    Исполнительное производство на сегодняшний день стремительно развивается, это важная структура в юридической отрасли. Однако существует крайне тонкая грань между обязанностями приставов и их ответственностью перед обществом, которая не всегда имеет четкие законные грани.

    Обжалование действий судебного пристава-исполнителя. Порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

    Судебные приставы являются государственными служащими, основной целью работы которых выступает деятельность по исполнительным листкам и постановлениям суда. Они обладают многочисленными возможностями для воздействия на должников. К ним относится наложение ареста на счета или имущество, конфискация и продажа на торгах ценностей, использование запрета на выезд за границу или других мер воздействия. Нередко специалисты во время работы превышают свои полномочия, поэтому граждане желают оспорить те или иные действия. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя выполняется разными способами, для чего составляются официальные обращения в различные государственные инстанции.

    Когда целесообразно подавать жалобу?

    Обжаловать действия, совершаемые приставами, разумно при определенных условиях:

    • по разным причинам исполнитель не выполняет свои обязанности, связанные с взысканием долгов;
    • в процессе наложения ареста или конфискации имущества нарушаются права или интересы граждан;
    • истекает срок, в течение которого имеется возможность взыскать задолженность с неплательщика;
    • без веских оснований исполнитель отказывается от изучения материалов, относящихся к открытому производству;
    • осуществляется принудительное взыскание денег без предварительного оповещения должника о возможности добровольно погасить долг.

    В жалобе можно указывать не только противозаконные действия со стороны специалистов, но и их бездействие в той или иной ситуации. Например, кредитор может подавать старшему приставу заявление, в котором указывается, что назначенный исполнитель не справляется со своими обязанностями, так как им не предпринимаются какие-либо меры для принудительного возврата средств.

    Куда направляется жалоба?

    Обжалование действий судебного пристава-исполнителя может осуществляться путем подачи заявления в разные государственные организации. Перед подачей иска в суд рекомендуется попробовать воспользоваться административным способом. Поэтому жалобы подаются в следующие организации:

    • первоначально составляется обращение к руководству отделения ФССП РФ в конкретном регионе;
    • если отсутствует результат на заявление, то подается жалоба в прокуратуру;
    • если все равно сотрудник службы не был привлечен к ответственности, то разногласия решаются в суде, для чего подается исковое заявление.

    Каждый вариант обладает своими нюансами, а также для обращения в любую организацию важно составлять соответствующее заявление.

    Жалоба к старшему приставу

    При выборе того, кому жаловаться на действия судебных приставов-исполнителей, наиболее часто граждане предпочитают обращаться именно к руководителю регионального отделения ФССП. Нередко такие жалобы являются эффективными. К особенностям обжалования действий судебного пристава-исполнителя таким способом относится:

    • рассматриваются правильно составленные обращения в течение 10 дней;
    • заявления можно подавать в письменном или электронном виде;
    • если принимается на основании жалобы положительное решение, то исполнитель может быть лишен от 25 % до 50 % от своей зарплаты, причем данные средства перечисляются заявителю;
    • целесообразно сразу направлять заявление в региональное подразделение ССП, так как в этом случае обращение будет взято под контроль руководством.

    Непременно на такое заявление дается письменный ответ. В нем указывается, какие меры наказания были применены к нерадивому работнику. Если ответ является отрицательным, так как не выявлены незаконные действия со стороны пристава, то целесообразно подавать обращения в другие государственные учреждения.

    Нюансы обжалования у старшего пристава

    Наиболее часто происходит обжалование действий и бездействия судебного пристава-исполнителя у его руководителя. Для этого составляется заявление на имя старшего пристава регионального отделения службы. Процесс делится на этапы:

    • составляется жалоба, передающаяся старшему приставу;
    • в течение 10 дней специалист изучает заявление и приложенные к нему документы;
    • проводится служебная проверка;
    • если действительно выявляются незаконные действия со стороны исполнителя, то руководство принуждает его выполнять те или иные мероприятия;
    • наиболее часто после такого обращения накладывается арест на имущество должника или снимается обременение, если оно было наложено незаконным способом.

    Заявитель получает письменный ответ, в котором указывается, какие меры были предприняты старшим приставом. Образец жалобы на судебного пристава-исполнителя можно изучить ниже.

    Обращение в прокуратуру

    Именно работники данной организации могут привлечь служащих ФССП РФ к ответственности. К особенностям использования этого способа относится:

    • к правильно составленному заявлению прикладываются доказательства неправомерных действий или бездействия со стороны назначенного исполнителя;
    • рассматриваются обращения в течение 30 дней;
    • по статистике около 90 % обращений удовлетворяются.

    Прокуратору может не только повлиять на деятельность приставов, но и привлечь их к ответственности при наличии доказательств, что они во время работы нарушали законодательство или права третьих лиц.

    Рассмотрение жалобы прокуратурой

    Если предпочитает гражданин обращаться с заявлением в прокуратуру, то разбирательство реализуется в последующих действиях:

    • передается в прокуратуру правильно составленная жалоба;
    • она рассматривается в течение 30 дней;
    • изучаются все документы, имеющие отношение к конкретному делу;
    • выявляется факт незаконных действий или бездействия со стороны конкретного пристава;
    • если обнаруживается, что действительно были нарушены права или интересы заявителя, то привлекается исполнитель к ответственности;
    • дополнительно сотрудник прокуратуры может вносить представления, отменять решения пристава, требовать от него выполнения конкретных действий или объявлять предостережения;
    • устраняются прокурором нарушения.

    Не имеют права судебные приставы-исполнители не удовлетворять требования прокурора. О результатах принятых мер сообщает пристав прокуратуре. На основании полученной информации составляется письменный ответ на заявление. Поэтому за счет обращения в эту организацию можно ожидать, что в течение месяца будут выполнены многочисленные действия, обеспечивающие защиту прав заявителя.

    Подача иска в суд

    Такая мера считается крайней, но за счет судебного разбирательства можно не только привлечь пристава к ответственности, но и потребовать от него возмещения нанесенного ущерба. К правилам оспаривания решения судебного пристава-исполнителя относится:

    • подается иск в районный суд;
    • в документе указывается требование признать действия или бездействие пристава незаконным;
    • такие заявления рассматриваются оперативно, поэтому на это дается не больше 10 дней;
    • желательно обратиться за помощью к юристу, чтобы повысить вероятность положительного исхода дела;
    • деньги, потраченные на судебное разбирательство и приглашение адвоката, взыскиваются со службы приставов, но они перечисляются только при удовлетворении требований иска.

    За счет возможности подать жалобу в разные организации приставы стараются оперативно и законно справляться со своими обязанностями.

    Нюансы обращения в суд

    Допускается обжалование действий судебного пристава-исполнителя юридическими лицами или гражданами. Компании предпочитают сразу обращаться в суд. Именно с помощью суда можно не только отменить незаконные действия пристава или заставить его исполнять свои должностные обязанности, но и можно возместить убытки, возникшие в результате деятельности исполнителя.

    Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя через суд заключается в выполнении следующих этапов:

    • составляется исковое заявление;
    • оно с другими документами, имеющими отношение к рассматриваемому делу, передается в судебную канцелярию;
    • назначается дата проведения заседания;
    • с обоих участников процесса требуются разные документы;
    • выслушивает судья мнение каждой стороны;
    • принимается решение, причем не всегда суд становится на сторону истца, поэтому нередко его требования не удовлетворяются.

    Чтобы суд смог принять правильное решение, ему на рассмотрение передается множество разных бумаг. Сюда относятся документы судебных приставов-исполнителей, выданные истцу, а также другая документация, имеющая отношение к этому делу. Все бумаги прикладываются к грамотно составленному иску.

    Недостатки и плюсы судебного разбирательства

    Существует много преимущества обращения с заявлением в суд. К плюсам относится:

    • в исковом заявлении можно указать необходимость взыскания компенсации за нанесенный моральный ущерб;
    • действия пристава могут признаваться незаконными, после чего он привлекается к ответственности, поэтому теряет часть своей зарплаты и уплачивает значительные штрафы;
    • практика показывает, что если у истца действительно имеются доказательства халатности пристава, то суд часто удовлетворяет все его требования.

    Обращение в суд имеет не только положительные параметры, но и некоторые недостатки. К минусам относится:

    • суд не может заставить пристава выполнять те или иные конкретные действия;
    • не устанавливается срок, в течение которого должны реализоваться определенные действия;
    • суд может только признать, что действия исполнителя являются незаконными, после чего он привлекается к ответственности.

    Поэтому целесообразно сначала попробовать решить вопрос с помощью прокуратуры или руководителя службы приставов, а только в крайнем случае подавать иск в суд.

    Когда подаются заявления?

    Подать жалобу в любую инстанцию необходимо в течение 10 дней с того момента, как гражданину станет известно о незаконных действиях, совершенных приставом. Например, если кредитор получает отказ от пристава изучить материалы дела, то со следующего дня начинается срок в 10 дней.

    Допускается восстановить пропущенный срок, если для пропуска имеются уважительные причины. К таким причинам относится:

    • гражданин находится в командировке по работе;
    • проходил лечение в стационаре;
    • не получил письмо от пристава с отказом.

    Отсутствие необходимых юридических знаний не может стать основанием для восстановления пропущенного срока. Поэтому целесообразно при возникновении разногласий с приставами обращаться за консультацией к опытным юристам. В этом случае не будет пропущен срок обжалования действий или бездействия судебного пристава-исполнителя.

    Содержание заявления

    Обжалование действий или бездействия судебного пристава-исполнителя осуществляется путем составления грамотного заявления в выбранную заранее инстанцию. При формировании обращения обязательно вносятся следующие сведения:

    • указывается наименование государственного учреждения, куда передается заявление;
    • приводятся сведения о заявителе, представленные его Ф. И. О., паспортными данными и местом прописки;
    • кратко описываются действия пристава, которые являются незаконными;
    • перечисляются документы, прикладываемые к заявлению и выступающие подтверждением слов заявителя;
    • приводятся требования, причем обычно они представлены привлечением пристава к ответственности или отменой его решения.

    Не допускается наличие в заявлении оскорблений или нецензурных слов, так как это является основанием для отказа в его рассмотрении.

    Нюансы составления жалобы на бездействие

    Нередко происходит не только обжалование действий судебного пристава-исполнителя, но и его бездействия. При составлении такого заявления непременно прописываются сведения:

    • описывается возникшая ситуация;
    • указывается, какие действия не были выполнены исполнителем, хотя они являются его непосредственными должностными обязанностями;
    • перечисляются все права и интересы заявителя, которые были нарушены таким поведением пристава;
    • приводятся требования, на основании которых исполнитель должен выполнять те или иные действия.

    В заявлении непременно оставляются контактные данные заявителя, так как только с помощью этой информации дается ответ на обращение.

    Способы подачи жалобы

    Подавать заявление можно двумя способами:

    • личная передача документа;
    • отправка электронного обращения.

    С помощью второго способа значительно упрощается процесс обжалования, а также уменьшаются сроки рассмотрения заявления. Но многие люди по-прежнему предпочитают составлять жалобы от руки.

    Заключение

    Приставы отвечают за исполнение решений и постановлений суда. Нередко они не выполняют необходимые действия или нарушают права и интересы третьих лиц. Это становится основанием для составления жалобы.

    Обжаловать действия исполнителя можно с помощью руководства ФССП, прокуратуры или суд. Подача заявлений в каждую инстанцию обладает своими нюансами. Разрешается пользоваться помощью всех вышеуказанных организаций одновременно.

    Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, dolg.guru, businessman.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector