+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Понятие и способы прекращения юридических лиц

Юридическое лицо прекращает свою деятельность в порядке, установленным законом. Для понятия прекращение деятельности применяется: основания, способы, формы прекращения деятельности юридического лица.

Основания – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юр. лица.

Способ – предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юр. лица.

Формы – предусмотренные законом приёмы прекращения деятельности юр. лица.

Юридическое лицо может прекратить свою деятельность путем реорганизации и ликвидации.

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей органа юридического лица уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная. Осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа.

1. Слияние. Вместо несколько юр. лиц создается одно новое юр. лицо.

2. Присоединение – поглощение одного юр. лица другим.

3. Разделение. Вместо одного юр. лица возникает несколько новых и все его имущественные права и обязанности переходят по распределительному акту в соответствующих долях на каждого из новых юридических лиц, образованных в результате этого распределения.

4. Выделение – образование нового юр. лица, но не прекращение деятельности предыдущего. Переход по распределительному балансу части имущества одному или нескольким вновь созданным юр. лицам.

5. Преобразование. Является изменение организационно-правовой формы юр. лица. В случае преобразования к юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности предыдущего юр. лица.

Ликвидация — это прекращение юр. лица без правопреемства.

1. Добровольная. Осуществляется по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

2. Принудительная ликвидация. Осуществляется на основании решения суда в случаях признания судом недействительности государственной регистрации и допущенных нарушений при его создании нельзя устранить. В связи занятием запрещенной деятельностью или осуществления деятельности без необходимых документов, или в связи с неоднократным нарушением закона.

1. Подготовительный этап:

1) Назначение ликвидационной комиссии.

2) Письменно уведомляются все кредиторы.

3) В налоговой инспекции, социальных фондах, фондах занятости получить справки об отсутствии задолжности.

4) Предупреждение работников за 2 месяца.

5) Проводится инвентаризация и оценка имущества.

2. Этап ликвидации:

1) Составление промежуточного ликвидационного баланса.

2) Осуществление взыскания дебиторской задолжности и расчеты с кредиторами.

3) Составляется ликвидационный баланс.

4) Увольняются сотрудники и в центр занятости предоставляется список уволенных.

5) Закрыв банковские счета, уничтожаются печати, штампы.

6) Документация передается в архив.

3. Заключительный этап:

1) Снятие с учета в налоговой инспекции и во всех фондах.

2) Проведение процедуры регистрации ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо считается ликвидированным со дня внесения в ЕГР записи о его прекращении

Обособленные подразделения юридического лица, особенности их статуса. Дочерние предприятия.

Филиал — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций.

Представительство — это обособленное подразделение юр. лица, расположенное все его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юр. лица.

Филиалы отличаются от представительства функциями, которые на них возлагаются юр. лицом.

Филиалы и представительства не являются юр. лица. Они наделяются имуществом юр. лица, их создавшего, и действуют на основании выданной им доверенности.

Местонахождение, цели, органы управления, порядок ликвидации определяется положениями о них, которые утверждаются соответствующими юр. лицами.

Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности. В связи с этим, все операции, которые осуществляются этими образованиями, порождают права и обязанности непосредственного для юр. лица.

Филиалы и представительства имеют печать, могут открывать текущие счета в банковских учреждениях.

Дочернее предприятие — предприятие, учрежденное другим (главным) юридическим лицом для решения определенных задач. Имеет статус юридического лица. Главное предприятие формирует уставный капитал дочернего, передавая ему в собственность имущество или денежные средства. Статус дочернего предприятия выражается в том, что учредитель вправе давать дочернему предприятию указания, обязательные для исполнения (в рамках учредительных документов и договоров) . Руководитель дочернего предприятия действует без доверенности на основании Устава. Самостоятельный налогоплательщик, имеет собственный баланс. Главное предприятие несет ответственность за действия дочернего только в рамках принятых им решений.

Дочернее предприятие — то, которое зависит от другого юридического лица. Хозяйственное общество есть зависимым, если другому обществу принадлежит 20% или более от установленного капитала такого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Способы прекращения юридических лиц. Понятие, способы и порядок реорганизации юридического лица.

Способы прекращения юр лиц:

1)реорганизация, т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л.

2)ликвидация, т.е. без перехода прав и обязанностей др юр.л.

Основания прекращения юр лиц:

• добровольные — прекращение по решению орг юр лица.

по решению учредителей юр л;

по решению компетентного гос орг;

по решению суда.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента гос регистрации его реорганизации или ликвидации.

• слияние – 2 юр л образуют новое юр л, а сами прекращают свое существование. После регистрации слияние завершено;

• присоединение – в состав первоначального юр л входит новое юр л и прекращает свое существование. Конец процедуры – исключение из реестра второго юр л;

• разделение – первоначальное юр. Л прекращает свое существование. Все права и обязанности переходят вновь созданному;

• выделение – из одного юр л выделяется другое. Первоначальное юр л сохраняет свое существование, но часть своих прав и обязанностей передает вновь созданному юр л. С момента гос регистрации нов юр л будет завершено выделение;

• преобразование – смена организационно-правовой формы юр л. Изменение вида юр л. После принятия решения учредители в 3 дн срок обязаны уведометь регистрирующий орг. Затем сообщение в СМИ (для кредиторов).

Понятие, способы и порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация юр л — т.е. прекращение юр л с переходом прав и обязанностей др юр.л

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей или орг юр л по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда (ст 61 ГК ):

1) по иску гос орг или орг МСУ в случае признания гос регистрации юр л недействительной, в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона;

2) в случае осуществления юр л деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;

3) в случае осуществления юр лицом деятельности, запрещенной законом;

4) в случае систематического осуществления юр л деятельности, противоречащей ее уставным целям.

5) по иску учредителя юр л в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Процедура: Сначала созд ликвидационная комиссия в юр л учредителем. Она сообщает в печать для уведомления кредиторов; затем составление промежуточного ликвидационного баланса (деньги, материальные средства); удовлетворение требований кредиторов в 4 очереди:

1)граждане, перед котор юр л несет ответственность за вред, причененный жизни или здоровью; осуществляется за счет капитализации временных платежей. Если ликвидирутся банки – граждане вкладчики

2)расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда и выплате по результатам интеллектуальной деятельности

3)расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

4)все оставшиеся кредиторы

После удовлетворения требований всех кредиторов составляется окончательный ликвидационный баланс и имущество либо распределяется между участниками коммерческих организаций, либо направляется на цели, для которых была созд некоммерческая организация. Затем вносится запись о прекращении юр л в единый гос реестр.

Это интересно:  Ликвидация юридического лица это

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 65 ГК. Юр л по решению суда может быть признано несостоятельным. За исключением

Государственная корпорация или компания может быть признана несостоятельной, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Признание юр л банкротом судом влечет его ликвидацию.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Прекращение юридического лица. Реорганизация юридического лица: понятие и формы

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.

Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже существующего юридического лица.

Вообще, реорганизация — это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

Слияние. Несколько юридических лиц «сливаются» в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц;

Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.

Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица;

Выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становиться самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей её организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц.

Преобразование. Реорганизация в форме преобразования — это изменение юридическим лицом своей организационно — правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.

Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение — способом их прекращения, остальные же формы реорганизации — в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причём, если решение суда или компетентного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

Понятие и способы реорганизации юридических лиц

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

Порядок и виды реорганизации юридических лиц

Выделяют следующие виды реорганизации:

  1. добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
  2. принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Это интересно:  Ликвидация ООО с нулевым балансом

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Статья написана по материалам сайтов: cyberpedia.su, studwood.ru, be5.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector