+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

— по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица:

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 63 ГК РФ).

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (ст. 64 ГК РФ).

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Ответьте на вопросы:

1) Дайте определение понятия «юридическое лицо». Перечислите и раскройте его признаки.

2) Какие способы возникновения юридических лиц вам известны?

3) Какие документы юридического лица называются учредительными? Каково должно быть содержание этих документов?

4) Опишите порядок создания юридического лица? Каково значение государственной регистрации?

5) Что понимается под правоспособностью юридического лица? Чем общая правоспособность юридического лица отличается от правоспособности специальной?

6) Что такое лицензия? Что понимается под лицензированием? Приведите примеры видов предпринимательской деятельности требующей лицензирования. В силу каких нормативных правовых актов возникает это требование?

7) Каковы способы возникновения и прекращения юридического лица?

8) Дайте определение понятия «реорганизация». Перечислите и раскройте виды реорганизации юридических лиц, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

9) Что понимается под ликвидацией юридических лиц? Перечислите и опишите основные этапы ликвидации юридического лица.

10) Что понимают под филиалом и представительством юридического лица? В чем их сходство и различие?

2. Подготовьте сообщения по следующим темам:

1) Порядок создания юридического лица.

2) Порядок реорганизации юридического лица.

3) Порядок ликвидации юридического лица.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

193.42.108.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой достаточно сложную процедуру, порядок проведения которой можно представить следующей схемой. Исходя из статьи 59 ГК, этапами ликвидации являются:

  • 1. выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица;
  • 2. составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • 3. продажа имущества ликвидируемого юридического лица;
  • 4. выплата денежных сумм кредиторам;
  • 5. составление ликвидационного баланса.

Решение о ликвидации юридического лица может быть принято его учредителями(участниками) либо его органом, уполномоченным на то учредительными документами, а также судом и регистрирующим органом.

Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации.

Если подобное решение принимается учредителями(участниками) юридического лица либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, оно находит свое отражение в протоколе заседания коллегиального органа или органа, действующего на основе единоначалия. В данном случае ликвидационная комиссия формируется согласно их установлению. Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии, согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются(передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них. При отсутствии предложений персонально по представителям государственных органов хозяйственный суд вправе указать в решении на необходимость включения представителей этих органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие органы определить конкретных лиц для работы в ней [14].

При принятии решения о ликвидации хозяйственным судом именно суд формирует ликвидационную комиссию. В Письме Высшего Хозяйственного

Суда РБ от 01.07.1999 № 03-24/1207 разъясняется, что осуществляя образование ликвидационной комиссии, суды могут предварительно обсуждать с заинтересованными сторонами ее оптимальный состав [19].

Согласно Постановлению Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридического лица», в персональный состав ликвидационной комиссии могут входить представители:

органа, проводившего государственную регистрацию юридического лица;

государственного контролирующего органа, если по результатам его проверки выявлены основания для ликвидации юридического лица;

органа социальной защиты населения;

управлений по занятости комитетов по труду облисполкомов и

Минского городского исполкома или районных, городских, региональных центров занятости;

собственника, участников, учредителей юридического лица;

органов и(или) трудового коллектива юридического лица, а также руководитель юридического лица [14].

Включение в состав ликвидационной комиссии представителей местной администрации или представителей иных органов, указанных в перечне, является правом суда, рассматривающего дело, и каких-либо ограничений по формированию состава ликвидационной комиссии действующим законодательством не предусмотрено. В то же время, ВХС РБ обращает внимание на то, что при назначении состава ликвидационной комиссии хозяйственные суды должны исходить из конкретных обстоятельств дела и учитывать иные задачи, возложенные на государственные органы действующим законодательством [21]. Очевидно, именно поэтому ВХС рекомендует не включать представителей Министерства иностранных дел и иных министерств в состав ликвидационных комиссий [20]. Кроме того, согласно статье 17 ХПК РБ, судебные акты, вступившие в законную силу, в том числе и о включении представителей соответствующих органов в ликвидационную комиссию, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РБ. В случае, когда возникает необходимость изменения состава ликвидационной комиссии(включение дополнительных членов, их замена, исключение из состава и так далее), они должны производиться тем же судом, который принял решение о ее создании, а также надзорной инстанцией при условии, что дело пересматривается в порядке надзора [14]. В каждой отдельной ситуации заинтересованные органы вправе обратиться в суд, принявший решение, с ходатайством о замене(исключении из комиссии) его представителей [19].

Если решение о ликвидации принимается регистрирующим органом, то последний в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством(пункт

54 Положения о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом

Президента РБ №11). В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей(участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченных органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты, юристы.

Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа [10].

Статья 58 ГК устанавливает: «С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица» [1]. С другой стороны, Положение о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ № 11, предусматривает, что с момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя переходят к этой комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации организации в пределах полномочий, предоставленных законодательством [10]. Таким образом, возникает вопрос: какова природа и объем полномочий, переходящих к ликвидационной комиссии? Следует выяснить, полномочия комиссии — это полномочия руководителя или полномочия по управлению делами юридического лица.

Вначале попытаемся разобраться, в чем суть понятия «управление делами юридического лица».

Статья 68 ГК устанавливает, что управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников.

Порядок управления и ведения дел коммандитного товарищества его полными товарищами устанавливается в соответствии с законодательством о полном товариществе. Основным принципом управления в хозяйственных товариществах является сосредоточение всей полноты управления в руках участников этих товариществ и единогласие при принятии решения [1].

Что касается хозяйственных обществ( АО, ООО, ОДО), производственных кооперативов, то законодательство определяет не только структуру органов управления, но и исключительную компетенцию высшего органа управления. Вопросы, составляющие исключительную компетенцию последнего, не могут быть переданы для решения в другие органы управления.

В отношении унитарных предприятий(УП) ГК устанавливает следующее правило: определяется орган УП — руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетный. Компетенция руководителя строится по остаточному принципу [1].

Как видим, во всех названных случаях законодатель, конструируя модель управления деятельностью коммерческих организаций, не прибегает к использованию термина «управление делами юридического лица», а оперирует другими понятиями. Но статья 59 ГК содержит определенный перечень действий, которые, полагаю, и являются «управлением делами» ликвидируемой коммерческой организации.

В пункте 6 Постановления Пленума ВХС РБ от 22.06.2000 № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридического лица» говорится, что «с момента создания ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица собственник его имущества не может осуществлять свои права по управлению этим юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им органы, поскольку полномочия по управлению делами соответствующего юридического лица переходят к ликвидационной комиссии, подотчетной и подконтрольной хозяйственному суду, которым она назначена» (правда, данное разъяснение касается только ликвидационных комиссий, назначаемых хозяйственными судами, однако для предмета данных рассуждений это обстоятельство не является определяющим) [14].

Это интересно:  Объявление о ликвидации предприятия

Следовательно, «управление делами юридического лица», осуществляемое ликвидационной комиссией, предполагает наличие у нее правомочий по решению всех вопросов, возникающих в процессе ликвидации юридического лица, за исключением утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.

Обратимся к Положению о государственной регистрации и ликвидации(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента РБ №11 в редакции Декрета

Президента РБ № 22. Анализ его пунктов позволяет сделать вывод, что при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа необходимо руководствоваться нормами Положения, а не ГК. Согласно пунктам 55 и 58 указанного Положения, с момента создания ликвидационной комиссии полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии, которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством [10]. В силу разделения в коммерческой организации полномочий по управлению по уровням управления, только полномочий руководителя этой организации для проведения ее ликвидации недостаточно, поскольку компетенция такого руководителя строится по остаточному принципу(не только в УП). Компетенция руководителя коммерческой организации может быть ограничена законодательством и учредительными документами данной организации, право принятия каких-то конкретных решений может быть обусловлено согласием наблюдательного совета, собрания учредителей(участников) и так далее.

Редакционно п.58 Положения построен таким образом, что допускает разное толкование. В частности, слова «в пределах полномочий, установленных законодательством» могут быть истолкованы и как полномочия руководителя, и как полномочия ликвидационной комиссии.

Поэтому следует согласиться с В. Ваулиным,что решение о переходе к ликвидационной комиссии полномочий руководителя организации является неудачным [25,36]. Приравняв ликвидационную комиссию к руководителю коммерческой организации и определив ее полномочия, Положение все вопросы управления коммерческой организацией, не перечисленные в п.60, оставило в компетенции иных органов управления, таких как общее собрание участников, акционеров, совет директоров(наблюдательный совет) и так далее.

Такое различие в правовом регулировании одного и того же вопроса представляется, с точки зрения Ваулина, неоправданным, хотя бы в силу того, что для этого отсутствуют видимые причины и основания. Думаю, с таким пониманием проблемы стоит согласиться, так как это различие создает трудности не только на стадии принятия решения о ликвидации коммерческой организации, но и в ходе его выполнения.

При принятии решения о ликвидации юридического лица возникает вопрос о назначении ее председателя. В качестве последнего не может быть назначен собственник имущества(учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица. Иных требований к председателю ликвидационной комиссии действующим законодательством не предъявляется. Председатель ликвидационной комиссии:

организует работу ликвидационной комиссии;

определяет место, порядок и режим работы членов комиссии;

распределяет права и обязанности между членами комиссии;

подписывает претензии, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды и правоохранительные органы;

осуществляет иные полномочия, связанные с руководством ликвидируемым юридическим лицом и его ликвидацией, реализацией плана ликвидации юридического лица .

Председатель ликвидационной комиссии без доверенности действует от имени ликвидируемого юридического лица, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных законодательством или органом, принявшим решение о ликвидации, заключает договоры(в том числе и трудовые), выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников вне зависимости от того, являются ли они членами ликвидационной комиссии или нет. До момента прекращения трудового договора работники юридического лица осуществляют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовыми договорами, однако эти работники с их согласия могут привлекаться председателем ликвидационной комиссии к выполнению мероприятий по ликвидации юридического лица. Кроме того, председатель вправе по своему усмотрению привлекать на договорной(контрактной) основе на период деятельности комиссии лиц для осуществления различных функций и выполнения работ(заданий) [14].

Председатель ликвидационной комиссии несет имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому юридическому лицу, его собственнику, участникам, учредителям, третьим лицам. Если он недобросовестно или ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, является заинтересованным лицом в отношении ликвидируемого юридического лица или выполнение им своих обязанностей невозможно по иным объективным причинам, в том числе в случае привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос об освобождении его от исполнения обязанностей. Если принимается положительное решение, то назначается новый председатель [14].

После осуществления подготовительных действий субъекты, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц [1]. В регистрирующий орган представляются:

. заявление о ликвидации;

. решение о ликвидации;

. сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

. сведения о порядке и сроках ликвидации [10].

На основании указанных выше документов регистрирующий орган в десятидневный срок вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о чем выдает справку. Так как в соответствии с п.4 ст.47 ГК, любое физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, которая содержится в указанном регистре, запись в данном документе о ликвидации юридического лица имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица .

Именно теперь начинается первый этап процесса ликвидации юридического лица , на котором ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов ликвидируемого субъекта хозяйствования. Для этого комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации с указанием адреса расположения, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и срока заявления кредиторами своих требований к ликвидируемому юридическому лицу; получает счет-фактуру и оплачивает его для предоставления в редакцию копии платежного документа. Подтверждением осуществления указанных действий является копия страницы из газеты, на которой опубликовано соответствующее объявление(либо подлинная газета) [14].

Ликвидационная комиссия производит анализ договоров, данных бухгалтерского учета, принимает меры к получению дебиторской задолженности и выявлению кредиторов о ликвидации. Таким образом, составляется перечень кредиторов с указанием сумм долга и дебиторов, план погашения кредиторской и дебиторской задолженности.

Все требования кредиторов регистрируются и затем подлежат рассмотрению [14].

Помимо этого, ликвидационная комиссия обязана сосредоточить денежные средства юридического лица на единых расчетном(текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных. Правилами открытия банками счетов клиентам, утвержденными Постановлением Правления Национального банка от

24.05.2001 №116,предусмотрено, что в рассматриваемой ситуации счет ликвидируемого предприятия переоформляется на имя ликвидационной комиссии(ликвидатора). Для этого в банк должны быть представлены:

. заявление, подписанное председателем ликвидационной комиссии(ликвидатором);

. решение учредителей(участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами предприятия, суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами, о ликвидации предприятия(желательно, чтобы карточка была удостоверена нотариально);

. информация(справка, письмо) регистрирующего органа из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что данное предприятие находится в процессе ликвидации [17].

Ликвидационная комиссия должна провести инвентаризацию в натуральной форме, закрыть филиалы и представительства. В обязательном порядке создается инвентаризационная комиссия. Фактически наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера [14].

Второй этап ликвидации юридического лица состоит в составлении ликвидационной комиссии промежуточного ликвидационного баланса на основании данных бухгалтерского учета, перечня требований кредиторов, акта инвентаризации по истечении срока предъявления кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица , перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения, и представляется на утверждение учредителям(участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации [14].

В целях определения имущества ликвидируемого юридического лица и его оценки ликвидационная комиссия после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим направляет собственниками(учредителям, участникам) юридического лица требование о погашении остающейся кредиторской задолженности этого юридического лица в полном объеме, в том числе по платежам в бюджет, при условии, что они несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в соответствии с законодательством или учредительными документами, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования недостаточно для погашения кредиторской задолженности в полном объеме; принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, лизинг, залог т так далее, направляет должникам юридического лица требования об исполнении обязательств, в том числе досрочном, ввиду ликвидации; контролирует выполнение участниками, учредителями юридического лица обязанности по внесению не внесенной части вкладов в уставный фонд и погашению задолженности юридическому лицу по другим обязательствам, а также принимает в установленном порядке меры понуждения к исполнению таких обязательств; обеспечивает выход ликвидируемого юридического лица из состава учредителей(участников) других юридических лиц и получение в соответствии с действующим законодательством стоимости имущества пропорционально его доле в уставном фонде и всех причитающихся ему средств и доходов; анализирует договоры страхования юридического лица с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией; при обнаружении фактов излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды принимает меры в установленном законодательством порядке по их возврату; возвращает собственнику в натуральной форме имущество, находящееся во владении и пользовании юридического лица, кроме имущества, находящегося у юридического лица на праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления; оценивает наличное имущество ликвидируемого юридического лица с применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и(или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии для проведения оценки имущества, переданного в целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу или иным образом намеренно сокрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства [14].

Далее проводится собрание кредиторов или их полномочных представителей в срок, установленный органом, принявшим решение о ликвидации, либо самой ликвидационной комиссией, для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, отражающего полную картину его финансового состояния; условия и порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; интересы его собственников, участников, трудового коллектива; перечень имущества, подлежащего распродаже, и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место, время распродажи; условия оплаты расходов по ликвидации предприятия, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии, оплате труда ее членов. План ликвидации должен содержать условия, порядок, очередность, пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для их заявления срока, но признанных ликвидационной комиссией [14].

На третьем этапе, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, при недостаточности денежных средств у юридического лица(кроме учреждений, по обязательствам которых субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества) ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В итоге составляются протоколы о результатах торгов, заключаются договоры купли — продажи имущества [1].

Четвертый этап предполагает выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. При его ликвидации требования кредиторов, согласно статье 60 ГК, удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда здоровью или жизни путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством [1].

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей, а при недостаточности денежных средств и имущества для полного погашения всех требований кредиторов одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально между кредиторами этой очереди [14]

После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидируемого юридического лица остаток имущества передается его собственнику, учредителям(участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица [10].

Имущественные требования к ликвидируемому субъекту хозяйствования, предъявленные его кредиторами и другими заинтересованными лицами после утверждения хозяйственным судом плана ликвидации юридического лица, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией отдельно. Эти требования удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных до утверждения указанного плана. Ликвидационная комиссия может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов направляется письменное уведомление. При отказе признать требование поданным в установленный срок хозяйственный суд(если он образовал ликвидационную комиссию) по заявлению заинтересованного лица в отдельных случаях с учетом уважительных причин может признать требование кредитора поданным в срок с вынесением мотивированного определения. В случае несогласия кредитора, иного заинтересованного лица с действиями ликвидационной комиссии и ее должностных лиц кредитор или иное заинтересованное лицо вправе предъявить в хозяйственный суд иск к ликвидируемому юридическому лицу в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством [14].

Это интересно:  Выкуп долгов юридических лиц

По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который представляется хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. Ликвидационный баланс и отчет(в двух экземплярах) подписывается всеми членами комиссии. К ликвидационному балансу должны быть приложены:

перечень лиц, оставшихся кредиторами ликвидируемого юридического лица, с указанием их требований и размера удовлетворения;

перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица, списанного на убытки;

протокол решения ликвидационной комиссии о подписании ликвидационного баланса и отчета.

За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность председатель ликвидационной комиссии [14].

На этом завершается пятый этап процесса ликвидации юридического лица.

Далее ликвидационная комиссия должна представить в регистрирующий орган следующие документы:

копию публикации в газете «Рэспублiка»;

документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы внутренних дел;

документ, подтверждающий закрытие расчетного(текущего) и иных счетов в банках;

отчет ликвидационной комиссии(ликвидатора);

ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии(ликвидатором) и утвержденный собственником имущества либо органом, уполномоченным на то учредительными документами;

подлинник свидетельства о государственной регистрации или, при его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа, удостоверяющий факт утраты(уничтожения) этого подлинника;

справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;

справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;

справку государственной службы занятости;

справку соответствующих территориальных органов государственной статистики об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед этими органами;

справку соответствующего территориального (городского или районного) архива соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов .

На основании этих документов регистрирующий орган исключает юридическое лицо из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в десятидневный срок сообщает в налоговые органы и органы государственной статистики [14].

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [1].

На практике может возникнуть ситуация, когда после ликвидации юридического лица окажется, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло часть своего имущества. Статья 62 ГК в таком случае указывает на право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом применяются правила, установленные в статье 284

ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения недобросовестного владельца. Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов [1].

Порядок ликвидации юридического лица

Мы помогаем компаниям в успешном проведении процедуры ликвидации. Наша помощь включает целый комплекс услуг:

  • консультации на протяжении всего процесса ликвидации;
  • разработку плана ликвидации;
  • подготовку всех необходимых документов;
  • подачу документов в гос. органы;
  • получение свидетельства о прекращении деятельности юридического лица.

Протос Консалтинг — это:

  • Грамотные юристы, обладающие большим практическим опытом.
  • Компания за 12 лет своей деятельности заслужившая доверие многих клиентов (см. Отзывы о нас).
  • Индивидуальный подход к каждому клиенту (100% ориентация на интересы клиента).
  • Квалифицированная юридическая помощь.

ПОДРОБНЕЕ О ЛИКВИДАЦИИ

В зависимости от оснований различают:

  • Добровольную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»).
  • Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»).
  • Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Процедура ликвидации юридического лица включает следующие этапы

  1. Принятие решения о ликвидации.

Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры):

  • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об акционерных обществах”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством (минимум 3/4 голосов акционеров) владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона “Об акционерных обществах”);
  • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия – это особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп.2, 3 ст.62, п.4 ст.64 ГК, п.4 ст.18 Закона о некоммерческих организациях).

  1. Уведомление регистрирующего органа и фондов о принятии решения о ликвидации юридического лица.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации юридическое лицо обязано подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), заполненные по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». На обеих формах подписи заявителя должны быть нотариально заверены.

Помимо уведомлений в ИФНС необходимо подать протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится на стадии ликвидации. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

В настоящий момент форма уведомления ПФР и ФСС России законодательно не утверждена, поэтому организация может его составить самостоятельно. Аналогично уведомлению о ликвидации юридического лица, подаваемому в налоговый орган, в сообщении фондам рекомендуется указывать: ИНН, КПП, ОГРН, наименование организации в соответствии с учредительными документами; регистрационный номер в органе ПФР или ФСС России; принятое решение о ликвидации; дату подписания уведомления. Сообщение должен подписать руководитель организации или ее уполномоченный представитель.

  1. Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации.

Ликвидируемое юридическое лицо обязано уведомить контрагентов о запуске процесса ликвидации посредством публикации объявления в журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление должно включать информацию о сроках подачи кредиторами требований; полное фирменное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, принявшем решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

На этом же этапе ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

  1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

  • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
  • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа.

Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.

Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.

После согласования промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.

  1. Удовлетворение требований кредиторов.

Денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, исключение составляют кредиторы пятой очереди, которые могут получать выплаты через месяц со дня утверждения баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Сначала продается имущество, не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). После чего продаже подлежит готовая продукция, недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

  1. Составление и утверждение ликвидационного баланса.

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после расчета со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у юридического лица к моменту ликвидации и до того, как буду произведены расчеты с учредителями.

Ликвидационный баланс дает представление об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, после чего подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

  1. Расчеты с учредителями.

Имущество, которое осталось у организации после расчета с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Основанием для распределения служит акт, пописанный всеми участниками организации. Акт указывает, кому и что предается.

  1. Закрытие счетов в банках.

Процедура закрытия счетов заключается в подаче соответствующего уведомления в банк. Сообщение о закрытии счета, а также уведомление банка о закрытии счета юридического лица необходимо передать в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

  1. Государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо прекращает свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Справка из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.

Не позднее чем через 5 дней со дня подачи этих документов налоговая инспекция должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

  1. Снятие с учета во внебюджетных фондах

Для этого в фонд подаются следующие документы:

  • Заявление в произвольной форме.
  • Копия протокола о ликвидации.
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности.
  • Нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета.
  • Страховое свидетельство (для ФСС).
  1. Уничтожение печати и сдача документов в архив.

С учетом соблюдения всех установленных требований средний срок ликвидации составляет около полугода. Но, стоит учесть, что ошибки на каком-либо из этапов повлекут за собой увеличение сроков ликвидации, а наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Специалисты нашей компании помогут вам в осуществлении всех процедур, связанных с ликвидацией.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, protos-consulting.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector