+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Процедура ликвидации юридического лица

Остановку деятельности и реорганизацию, что не влечет за собой образование новых юридических лиц, называют ликвидацией.

Любое юридическое лицо имеет в своем управлении некое материальное имущество, которое выступает своеобразным гарантом исполнения обязательств, принятых организацией на основании договоренностей.

В некоторых ситуациях юридические лица могут начать процесс реорганизации. Тем не менее, это никоим образом не сказывается на их обязательствах перед кредиторами.

Содержание:

Порядок и особенности ликвидации юридических лиц

Остановку деятельности и реорганизацию, что не влечет за собой образование новых юридических лиц и передачу под их ответственность материальных ресурсов реорганизуемой компании, называют ликвидацией юрлица.

Порядок ликвидации юридического лица четко определяется нынешним законодательством, а именно ст.61 ГК РФ.

По данному нормативному положению, она может проходить несколькими методами:

  • В соответствии с решением учредителей и акционеров компании, но при условии полного согласия всех членов правления;
  • По решению уполномоченных органов госвласти по итогам проверки жизнедеятельности компании;
  • После вынесения решения судебных инстанций в принудительном порядке из-за нарушения правил ведения деятельности.

Несмотря на то, что ликвидация означает прекращение деятельности, в некоторых ситуациях допускается принцип правопреемства, и юридическое лицо подвергается процедуре реорганизации путем слияния нескольких компаний в одну, разделения компании на несколько частей, преобразования правовой формы юрлица и т.д.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

Полное удовлетворение требований кредиторов выступает неотъемлемым компонентом любого реорганизационного процесса.

Именно поэтому, при ликвидации компании, должен быть написан финансовый документ, который показывает состояние дел в организации на финальном этапе ликвидации.

При утверждении ликвидационного баланса самое пристальное внимание уделяется долговым обязательствам юридического лица. Если на момент составления баланса имеются некие финансовые обязательства перед кредиторами, то в таком случае баланс будет отклонен до тех пор, пока компания окончательно не расплатится по счетам.

Все основания по подготовке ликвидационного баланса указаны в ГК РФ. К примеру, в данном нормативе предусмотрена очередность удовлетворения требований кредиторов.

После того, как все задолженности юридического лица взысканы, определяется ликвидационный баланс, что обязательно должен утверждаться всеми членами правления, учредителями или акционерами, и подтвержден компетентными органами государственной власти.

Функции ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс – это официальный финансовый документ, который показывает, каким имуществом обладает юридическое лицо на момент ликвидации своей деятельности после того, как им были погашены все дебиторские задолженности и обязательства перед кредиторами.

По сути, главной функцией ликвидационного баланса является демонстрация общего финансового состояния, которое сложилось в организации на момент принятия решения относительно ее ликвидации.

Благодаря ликвидационному балансу, можно определить, какие материальные ресурсы могут принести прибыль акционерам или учредителям, а также какие резервы могут быть направлены на погашение обязательств в добровольном или принудительном порядке.

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

Исходя из оснований правовой системы РФ, при принятии решения о прекращении деятельности организации или реорганизации должны погашаться текущие расходы, а вместе с тем и обязательства перед кредиторами.

Очередность удовлетворения требований кредиторов описывается в статье ГК РФ под №64.

В этом нормативе указано, каким именно образом кредиторы будут получать свои обязательства в денежном и материальном выражении и каков будет порядок удовлетворения требований кредиторов.

По закону, изначально будут погашены обязательства перед конкретными кредиторами, которым были выданы гарантии возврата займа. И лишь потом свои деньги получат остальные кредиторы в порядке очередности, который установлен действующей системой гражданского права.

При нарушении данного правила, виновные понесут соразмерную ответственность.

Очередность, согласно которой удовлетворяются требования кредиторов

Прекращение недействующего юридического лица характеризует полную остановку его деятельности, расторжение всех контрактов и договоренностей и инициацию старта процесса ликвидации.

Согласно закону, все кредиторские требования должны быть удовлетворены. Это один из основных принципов проведения ликвидации (реорганизации) организации.

Если кредиторов несколько, то определяется некая очередность, по которой будут погашаться их требования, возникшие в процессе.

При абсолютной ликвидации компании, удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица происходит в календарном режиме.

То есть, изначально удовлетворяются пожелания кредитора, у которого подходит к концу срок действия соглашения о выделении займа, и необходимо погасить перед ним задолженность.

Тем не менее, встречаются основания для ситуаций, когда закон дозволяет несколько изменять очередность удовлетворения каждого из требований. К примеру, когда доказана финансовая несостоятельность компании.

Способы погашения требований кредиторов должником

В случае необходимости ликвидировать организацию, первым же делом изучается информация о состоянии текущих финансовых дел, и определяются основные материальные активы компании, за счет которых будут погашены обязательства перед кредиторами.

После определения финансового положения организации, начинается процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица.

Она будет проходить согласно установленной законом очередности. То есть, изначально будет погашена задолженность перед сотрудниками компании и государственными фондами, а потом остаток будет распределен между кредиторами в соответствии с принципом календарности и в четком долевом соотношении.

При нарушении данного правила, может последовать ответственность.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица проходит по четко определенным правилам, которые предусматриваются в соответствии с действующим кодексом гражданских прав.

Перечень требований, которые считаются погашенными при ликвидации юридического лица

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица – прямая обязанность государства, и потому установлены определенные процедуры, которые дозволяют максимально защитить интересы кредитора.

Среди основного перечня требований, которые будут считаться погашенными на момент ликвидации юрлица, можно выделить:

  • Отсутствие задолженности перед сотрудниками, которые ранее работали в организации;
  • Отсутствие задолженности компании перед государственными властными структурами, в частности перед разнообразными фондами, налоговой службой и т.д.;
  • Абсолютное удовлетворение пожеланий кредиторов в добровольном порядке.

Лишь когда все из перечисленных оснований удовлетворяются в полной мере, юрлицо будет ликвидировано и официально объявит об остановке своего существования.

Процедура распределения обнаруженного имущества

При ликвидации или реорганизации организации назначается арбитражный управляющий, основная задача которого — обнаружение и опись всех материальных ресурсов, принадлежащих юридическому лицу.

Причем сделано это должно быть в точные сроки, указанные законодательно.

Именно это имущество будет выступать основным способом погашения задолженности перед государством, кредиторами и наемными сотрудниками. Процесс распределения имущества компании, которая подлежит ликвидации, определяется в ст.64 п.5.2 ГК РФ.

По данному нормативу, распределение будет происходить в установленной законом очередности и в полном соответствии с финансовыми требованиями, что выдвинуты против компании.

Стоит отметить, что распределение имущества может проходить как добровольно, так и принудительно.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

Одной из основных государственных задач считается защита интересов кредиторов. Учитывая сложности, с которыми сталкиваются участники процедуры принудительной ликвидации юрлица, государство на высшем законодательном уровне определило основные положения защиты кредиторских прав.

По ст.64.1 ГК РФ граждане, являющиеся кредиторами, что столкнулись с нарушениями их прав, имеют полное право выполнить комплекс действий, направленный на защиту интересов в течении конкретного срока.

В любом случае, комплексная защита осуществляется посредством судебного решения, и при удовлетворении требований кредитора, во внимание будет принят лишь порядок очередности.

Порядок и последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Главным итогом проведенной добровольной реорганизации организации является исключение сведения об организации из ЕГРЮЛ. Данная процедура происходит на основании требований, установленных в ФЗ «О госрегистрации юридических лиц».

После того, как юридическое лицо исключили из ЕГРЮЛ, оно теряет право заниматься установленным ранее видом деятельности, а все его сделки признаются расторгнутыми.

Кроме того, после исключения компании из ЕГРЮЛ, юрлицо теряет возможность следовать своим первоначальным путем и совершать любые сделки.

Правовые последствия при исключении из ЕГРЮЛ аналогичны тем, которые характерны для процедуры ликвидации и реорганизации компании. Это:

  • Полное прекращение деятельности компании без права перехода обязанностей к другой организационной структуре в установленные законом сроки;
  • Погашение задолженности перед государством и кредиторами, осуществляемое за счет материальных активов, которые принадлежат юридическому лицу в установленный срок в соответствии с требованиями закона.

Порядок ликвидации юридических лиц

Ирина Мельникова, старший юрисконсульт АКГ BKR-Интерком-Аудит

Опубликовано в журнале Налоговый вестник» №7, 2008

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.

Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Добровольная ликвидация юридических лиц

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов (дополнительно смотри схему № 2 «Добровольная ликвидация юридических лиц»):

  • Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
  • Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
  • Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
  • Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 46.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника их имущества.

Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено, поэтому решение изготавливается в свободной форме. В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция по форме Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года № 439. Эта, а также другие форма доступны по адресу http://www.nalog.ru/document.php? >

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Обращаю Ваше внимание на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.

Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.

Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и их достаточно сложно уведомить каждого в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • адрес (место нахождения) юридического лица;
  • сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
  • порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме Р15003.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:

  • взыскания задолженности;
  • выездных проверок;
  • камеральных проверок;
  • юридический отдел.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований (дополнительно смотри Схему 3 «Расчеты с кредиторами»):

I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

IV очередь: требования прочих кредиторов.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Это интересно:  Госпошлина за ликвидацию ООО 2019

Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление по форме Р16001 предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо отметить, что в заявлении по форме Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

  • Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;
  • Документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;
  • В налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);
  • При обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди – таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме № Р14001).

После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Принудительная ликвидация

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно (порядок принудительной ликвидации схематично представлен в Схеме 4).

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

  • Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  • Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • Осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения.

При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно неустранимы – если же их можно исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечается, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 13.08.2004 № 84, где разъяснятся, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов сохраняется – и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, публикацию о ликвидации юридического лица, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган предоставляются заявление по форме Р16001, документы, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс

При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.

Согласно пункту 24 постановления от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомления по формам Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)1

Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:

  • Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев2;
  • Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

  • справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
  • справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Это интересно:  Добровольная ликвидация юридического лица

Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.

1 Дополнительно см.: Схему 5 «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ».

2 Обращаю Ваше внимание на то, что непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности означает, что в налоговую инспекцию физически не сдается никакая отчетность, а не предоставление «нулевой» отчетности.

Порядок ликвидации юридических лиц

Порядок ликвидации юридического лица может отличаться. Это зависит от конкретной ситуации, когда ликвидация может быть добровольной, принудительной или связанной с банкротством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Основной причиной для ликвидации компании является то, что она перестала приносить доход и дальнейшее ее существование становится нецелесообразным.

Ликвидация организации также осуществляется при достижении цели или истечении срока, на который создавалась организация.

Законодательство

Выделяют следующие законы, которые регулируют ликвидацию юридических лиц:

  • ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года;
  • ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года;
  • ФЗ № 41 «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 года;
  • ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года;
  • ФЗ № 127 «О банкротстве».

Все эти федеральные законы отвечают за регулирование определенных вопросов, касающихся ликвидации организации в зависимости от выбранной для нее организационно-правовой формы.

Этапы

Выделяют ряд этапов, которые необходимо пройти в случае с ликвидацией компании:

  1. Принятие соответствующего решения о ликвидации компании. В данном случае проводится общее собрание, на котором назначается председатель и ликвидационная комиссия, выполняющая функции ликвидатора. Сведения о принятом решении передаются в регистрирующий орган в течение 3-х дней.
  2. Публикация в «Вестнике». Если речь идет о ликвидации компании с долгами, важно уведомить потенциальных и известных кредиторов. Для этого необходимо поместить в «Вестнике» соответствующие данные.
  3. Уведомление для кредиторов. Это необходимо сделать еще до запуска процедуры ликвидации. Оно осуществляется в письменной форме. При этом у компании должны оставаться подтверждения, которые могут быть представлены заказными письмами с уведомлением или подписью ответственного лица.
  4. Налоговая проверка. Инспекция может провести выездную внеплановую проверку еще до передачи промежуточного ликвидационного баланса. Но если говорить о практической стороне, этот пункт осуществляется не всегда.
  5. Предоставление промежуточного баланса. Документы на утверждение промежуточного баланса на ликвидацию можно подать только через два месяца после публикации в «Вестнике».
  6. Сдача баланса и ликвидация компании. В качестве заявителя выступает ликвидатор или председатель комиссии. Именно это лицо является ответственным для предоставления необходимых документов. Также выполняется передача имеющихся документов в архив, производится уничтожение печатей и закрытие расчетных счетов.

Порядок ликвидации юридического лица

Ликвидация является прекращением юридического лица без возможности его правопреемства.

При этом его права и обязанности не переходят к другим организациям. Все правовые особенности осуществления самой процедуры закрепляются в федеральных законах, ГК РФ и некоторых других актах.

Можно выявить следующие варианты ликвидации:

Также выделяют ликвидацию, осуществляющуюся путем реорганизации.

Добровольной

В данном случае для запуска процедуры необходимо только решение учредителей или органов, которые уполномочены на данные действия учредительной документацией.

Если речь идет о ликвидации организации муниципальной или государственной, решение будет принимать собственник имущества.

В его качестве может выступать:

  • орган местного самоуправления;
  • государственный орган.

Принудительной

Если речь идет о принудительной ликвидации, решение принимается только в следующих ситуациях:

  • когда деятельность осуществляется без лицензии, если в ней есть необходимость;
  • когда осуществляется деятельность, запрещенная на законодательном уровне;
  • однократное или неоднократное, но при этом грубое нарушение действующего законодательства.

Путем реорганизации

Если ликвидация осуществляется путем реорганизации, ранее существующее юридическое лицо прекращает свое действие (статья 51 ФЗ № 14).

Это может быть поглощение, слияние или преобразование.

При таком способе ликвидации неисполненные обязательства не подлежат дальнейшему исполнению, так как они погашаются.

Это связано с тем, что все обязательства переходят к правопреемнику, в результате чего подлежат исполнению наравне с собственными обязательствами.

Какие документы требует налоговая при ликвидации ООО? Подробности тут.

Пошаговая инструкция

Если решение принято, важно понять, как правильно осуществляется ликвидация юридического лица, какова пошаговая инструкция в 2019 году.

Важно провести все правильно, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.

Принятие решения

Само решение о ликвидации принимается на общем собрании участников. В результате формируется ликвидационная комиссия.

Но и может назначаться лицо, которое берет на себя ответственность за всю процедуру ликвидации. Это так называемый ликвидатор.

С момента его назначения к нему переходит вся полнота полномочий по управлению компании.

Уведомление

Когда будет принято окончательное решение о ликвидации компании, в течение трех лет передается уведомление по месту расположения организации (статья 20 ФЗ № 129).

Уведомление предоставляется по форме Р15001. В обязательном порядке к нему необходимо приложить решение по ликвидации.

Уведомление может предоставляться в налоговый орган не только лично, но и через своего законного представителя с доверенностью.

Также его можно направить посредством Интернета или по почте. Но важно подтвердить подпись у нотариуса.

Образец уведомления о ликвидации юридического лица здесь.

Ликвидационная комиссия

После этого назначается ликвидатор или целая ликвидационная комиссия.

С данного момента ликвидатор не только берет на себя ответственность по управлению, но и представляет интересы юридического лица в судебных органах.

Увольнение сотрудников

Увольнение сотрудников осуществляется согласно требованиям законодательства. Оно происходит не позже, чем за 2 месяца до возможного увольнения.

Для этого каждый сотрудник получает уведомление в письменной форме в связи с прекращением деятельности организации.

Также в письменной форме уведомляется Служба занятости населения.

Увольнение будет считаться массовым, если оно коснулось более 15 человек. По истечении двух месяцев с того момента, как будет вручено уведомление, сотрудников можно рассчитать и уволить.

Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией организации здесь.

Расчеты

Происходит формирование активов и пассивов компании.

С данной целью:

  • предпринимаются меры в получении дебиторской задолженности;
  • выявляются кредиторы;
  • проводится подробная инвентаризация всего имущества.

Уплата налогов

Согласно законодательству, в такой организации осуществляется выездная налоговая проверка.

Как правило, налоговые службы проводят проверку в течение 2-3 месяцев.

Если выявлены недоимки по налогам, выносится решение к привлечению компании к налоговой ответственности.

Важно оплатить не только долги, но и пени со штрафами. Подобное решение можно оспорить в судебном порядке.

Баланс

Когда пройдет два месяца с публикации, ликвидатор или комиссия составляют необходимый для этого промежуточный ликвидационный баланс.

Данные об этом предоставляются в регистрирующий орган.

Нужен образец решения о добровольной ликвидации ООО? Смотрите в этой статье.

Сколько стоит ликвидация ООО без долгов? Узнайте здесь.

Закрытие счетов

Оно осуществляется после получения свидетельства о ликвидации.

Это связано с тем, что при выявлении задолженности должны быть счета, через которые можно будет ее закрыть.

Образец заявления о закрытии расчетного счета при ликвидации юридического лица здесь.

Необходимые документы

Для осуществления ликвидации требуются следующие документы:

  • свидетельство ОГРН;
  • свидетельство ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • уставные документы;
  • учредительный договор, если у компании несколько учредителей;
  • номер ИНН и копия паспорта ликвидатора;
  • справка о кодах статистики;
  • квитанция об оплате пошлины за ликвидацию;
  • печать организации.

Образец заявления о ликвидации юридического лица тут.

Таким образом, представив все необходимые документы и выполнив все действия последовательно, организацию можно ликвидировать правильно и в короткие сроки.

На видео о процедуре закрытия юр. лица

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Процедура ликвидации юридического лица

Содержание:

Ликвидировать юридическое лицо — полностью прекратить деятельность, прервав цепочку его прав и обязанностей. Имея на то причины, вы можете сделать это сами, а в некоторых случаях такое решение, независимо от вашей воли, примет суд. Эти две процедуры отличаются друг от друга. Участникам ликвидируемого юридического лица особенно важно знать все тонкости процесса, так как именно их силами и за их счет, в большинстве случаев, он и проводится.

Вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно провести такую полную нюансов процедуру, как ликвидация юридического лица? Обратитесь к специалисту с богатым опытом в ликвидации компаний и ни о чем не переживайте.

Юристы по ликвидации компаний

  • Более 80 компаний
  • 78 выполненых дел
  • От 1300 руб.

Ликвидация организации: что это и когда происходит

Ликвидация юридического лица — процесс, обратный процессу его создания. Он регулируется статьями 61–64.1 Гражданского кодекса и главой 7 Федерального закона «О государственной регистрации юрлиц и ИП». Гражданское законодательство предусмотрело 2 варианта прекращения деятельности юридического лица: реорганизация и ликвидация. Процедуры схожи, однако есть принципиальное отличие — отсутствие, в случае ликвидации, универсального правопреемства прав и обязанностей упраздняемого субъекта. Это означает, что никакая другая организация не принимает прав и обязанностей ликвидируемой, а исчезновение последней не порождает возникновение новой или новых.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В статье 61 ГК указано, что причиной добровольной ликвидации является достижение юридическим лицом поставленной цели и истечение срока, на который оно создавалось. Помимо этого, часто участники организации принимают решение прекратить ее деятельность, основываясь на том, что:

  • бизнес оказался нерентабельным;
  • фирма имеет нулевой баланс, что не освобождает ее от уплаты налогов, ведения документооборота, выплаты заработной платы сотрудникам;
  • противоречия между учредителями нарастают;
  • учредители отказываются от продолжения развития конкретного вида деятельности;
  • срок аренды и/или лицензии истекает, а также имеются другие причины.

Принудительная ликвидация предусматривает прекращение деятельности организации без правопреемства по решению суда. Пункт 3 упомянутой выше статьи кодекса говорит, что причинами такой процедуры могут быть иски налоговой инспекции, прокурора, антимонопольного органа, Центробанка РФ, органов социальной защиты населения и других заинтересованных лиц в следующих случаях:

  • государственная регистрация компании признана недействительной;
  • юридическое лицо осуществляло лицензируемую деятельность без лицензии, нарушило правило о вступлении в саморегулируемую организацию или о выдаче такой организацией допуска к определенному виду работ;
  • юридическое лицо осуществляло свою деятельность с другими грубыми нарушениями законодательства, в том числе, положений Конституции РФ;
  • общественная организация или движение, благотворительный и иной фонд, религиозная организация занимались деятельностью, противоречащей целям, прописанным в их уставе.

Принудительная ликвидация решением суда допускается также по иску учредителя, участника юридического лица, если он видит, что не сможет достигнуть целей, для которых субъект создавался. Также это возможно, когда участники столкнулись с невозможностью ведения выбранной деятельности или существенным его затруднением. Перечень оснований открытый — специфические причины могут быть изложены в профильных законодательных актах.

Процедура добровольной ликвидации юридического лица

Добровольное решение о ликвидации — это документ, подписываемый всеми участниками юридического лица, а именно, их собранием. Так как порядок процедуры зависит от организационно-правовой формы ликвидируемой организации, то логично, что и требования к содержанию такого решения разнятся. Как только данный документ подписан, организация должна, не откладывая в долгий ящик, исполнить все незакрытые обязательства перед контрагентами, даже если по документам срок их исполнения еще не наступил. Оплачивается процедура за счет ликвидируемой компании, а если средств у нее нет — за счет учредителей и участников солидарно.

Учредители, которые приняли решение ликвидировать организацию, должны в письменной форме уведомить о таком решении налоговый орган. В уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

Правила ликвидации устанавливаются участниками организации, но с учетом требований законодательства, в том числе, законов, регулирующих деятельность отдельных организационно-правовых форм (ФЗ «Об ООО», например). Согласно статье 62 ГК и статье 20 закона о государственной регистрации, такое уведомление должно быть направлено в территориальный отдел налоговой инспекции по месту нахождения организации, чтобы можно было внести в Единый государственный реестр юридических лиц информацию о том, что компания ликвидируется. К уведомлению прикладывается копия принятого решения. Это делается в следующих целях:

  • защита прав и интересов третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны фирмы, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Следующий шаг — назначение ликвидационной комиссии. Законодатель не определил, как и из кого она должна составляться. Однако есть исключения: например, по закону об АО, если государство владеет частью акций, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель департамента имущественных отношений субъекта. Обычно же в нее входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • учредители ликвидируемой организации.

Из них выбирается руководитель. Назначение комиссии оформляется приказом, с которым ее участники должны ознакомиться. В налоговую направляется уведомление по форме № Р15001. Этот и все перечисленные выше документы можно передать в ФНС лично, через представителя по нотариально удостоверенной доверенности или направить по почте, а также через интернет. Получив их, налоговая предоставит расписку.

Следующим шагом является размещение в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о ликвидации юридического лица, а также о том, как и в какие сроки кредиторы могут предъявить организации свои требования. Комиссия находит кредиторов, в письменной форме уведомляет каждого из них о начатой процедуре ликвидации и сообщает срок предъявления требований, который обязательно превышает 2 месяца с момента публикации сообщения в Вестнике. Со всех уведомлений, направленных кредиторам, необходимо снять копии!

Затем комиссия собирает дебиторскую задолженность, а по истечении срока, установленного для заявления требований кредиторов, подводит промежуточный ликвидационный баланс и по форме № Р15001 уведомляет об этом налоговую. При этом подпись заявителя должна быть заверена нотариально.

Затем ликвидационной комиссией должен быть подготовлен пакет следующих документов:

  1. Заявление о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001 с нотариально заверенной подписью заявителя — нотариальное заверение не требуется при направлении в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью.
  2. Ликвидационный баланс, утвержденный учредителями и участниками.
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины — согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, ее сумма составляет 800 рублей, но избежать ее уплаты можно при подаче электронного заявления.
  4. Документ, который является подтверждением уведомления о ликвидации территориального органа Пенсионного фонда РФ — этот пункт не обязательный, так как всю необходимую информацию сотрудники налоговой могут запросить в ПФР в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Собрав эти документы и предоставив их в налоговую лично, через доверенного представителя, заказным письмом с уведомлением и описью вложения или через электронный ресурс ФНС, нужно дождаться момента внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ — для этого у сотрудников налоговой есть пятидневный срок. По его истечении заявитель получает лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии юридического лица с налогового учета. Если налоговая решит отказать по одному из перечисленных в статье 23 закона о государственной регистрации, то направит заявителю соответствующее уведомление.

В день внесения записи в ЕГРЮЛ закончится последний налоговый период для налогоплательщика. Поэтому необходимо определить налоговую базу, исчислить и уплатить налог, а также представить налоговую декларацию за этот период.

Процедура принудительной ликвидации юридического лица

Аналогичные принудительной ликвидации последствия имеет принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Такое имеет место, когда организация фактически прекратила свою деятельность, что было установлено налоговым органом. В этом случае вынесение судебного решения не требуется.

Принудительная ликвидация организации совершается судебным актом, как было отмечено ранее. Подача иска одним из уполномоченных на то органов не означает, что суд решит ликвидировать юридическое лицо в любом случае — сторонам предстоит состязаться в суде. Даже выявив определенные нарушения в работе лица, суд может не счесть их достаточным основанием для ликвидации и отказать государственному органу в иске или предписать организации устранить нарушения.

Если суд принял решение не в пользу юрлица, все заботы по ликвидации — организационные и финансовые — ложатся на плечи учредителей, участников организации. Если это правило не будет соблюдено, к принудительной ликвидации будет привлечен арбитражный управляющий, но все равно за счет средств ликвидируемого субъекта, а при их нехватке — за счет средств его учредителей, участников.

Если участники юрлица покорно берутся за проведение процедуры, они могут самостоятельно определить ее ход и правила, но в рамках требований законодательства для данной организационно-правовой формы, как и в случае с добровольным принятием решения о ликвидации. Однако порядок может быть определен и судом. Этот вопрос решается с учетом финансового положения ликвидируемого субъекта:

  • если средств для расчета со всеми кредиторами достаточно, то организация проходит все этапы, описанные нами в предыдущем пункте;
  • если ликвидация начата и в ее процессе обнаруживается нехватка средств, она заменяется упрощенной процедурой банкротства ликвидируемого должника или общей банкротной процедурой — в зависимости от стадии процесса ликвидации;
  • если еще до ликвидации обнаружены признаки несостоятельности, в арбитражный суд подается заявление о признании должника банкротом и открывается соответствующая процедура;
  • если средств на проведение ликвидации нет ни у самой организации, ни у ее участников, принимается решение просто исключить ее из ЕГРЮЛ.

Когда процедура окончена, в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации — с момента вынесения соответствующего судебного решения на все про все есть полгода. Оставшиеся средства распределяются между бывшими участниками организации.

Процедура ликвидации юридического лица — хоть добровольной, хоть принудительной — довольно энергозатратная и длительная процедура. Если у организации не хватает средств, нужно начинать процедуру банкротства. Субсидиарная ответственность учредителя за непроведение добровольной ликвидации не предусмотрена.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, nam-pokursu.ru, rtiger.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector