+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Решение о ликвидации юридического лица

Образец решения о ликвидации юридического лица

Законодательством установлены основания ликвидации юридического лица. Закрепление в законе необходимо для придания устойчивости их существованию, а также для устранения произвола и возможных злоупотреблений в отношении этих субъектов, защиты их участников и кредиторов.

Ликвидация юрлица может осуществляться в нескольких формах. Рассмотрим те из них, для которых требуется соответствующее решение.

Содержание:

Формы или виды ликвидации

Хотя Гражданский кодекс РФ не выделяет их в таком виде, на практике различают следующие формы ликвидации юрлиц:

  • добровольную;
  • принудительную (по решению суда);
  • вынужденную;
  • вследствие признания юрлица банкротом;
  • на основании федерального закона.

Решение о ликвидации юридического лица

Это наиболее частое основание для добровольной формы ликвидации.

Ст. 61 ГК РФ предусматривает ликвидацию юрлица по решению его учредителей или участников либо уполномоченного органа юрлица. Такое решение необходимо и в случаях, если:

  • истек срок, на который создавалось юрлицо;
  • достигнута цель, для которой оно создавалось.

Определенной формы для добровольного решения гражданским законодательством не установлено. Все зависит от организационно-правовой формы юрлица, содержания его учредительных документов и локальных нормативных актов.

Принимается решение о ликвидации юридического лица его учредителями/участниками, в том числе единственным учредителем/участником, либо органом управления, которому такие полномочия предоставлены учредительными документами.

Например, для ООО с одним участником оно может носить одноименное название – Решение; для ООО с несколькими участниками – протокол собрания участников; для АО – протокол Общего собрания акционеров и пр.

Скачать образец решения о ликвидации юридического лица

Последствия принятия решения о ликвидации юрлица

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает учредителей (участников) юрлица, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом уполномоченный госорган (соответствующую ИФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) сведений о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации. Письменное уведомление об этом направляется в регистрирующий орган (ФНС) в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@ .

Получив информацию, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

С этого момента недопустимы:

  • госрегистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого юрлица;
  • госрегистрация юрлиц, учрежденным указанным юрлицом;
  • госрегистрация юрлиц, возникающих при его реорганизации.

Действия по ликвидации юрлица его учредителями (участниками) совершаются за счет его имущества, а при недостаточности последнего – за их счет солидарно (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Учредители (или участники), решившие ликвидировать юрлицо, назначают для этого ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также определяют сроки и порядок ликвидации. С этого момента полномочия по управлению юрлицом переходят к ликвидационной комиссии, которая должна работать добросовестно и рационально, соблюдая интересы не только самого юрлица, но и его кредиторов (п.п. 3 и 4 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Порядок ликвидации юрлица определен ст. 63 ГК РФ и конкретизирован множеством документов.

Как происходит отмена ликвидации юридического лица

При запуске процедуры отмены ликвидации руководствуются нормами ГК РФ: принятое ранее решение можно отменить при отсутствии на это действие прямого запрета.

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Порядок действий при отмене ликвидации

Такой порядок разработан ФНС РФ и содержится в нормативных документах указанной структуры. В частности, процедура детально рассматривается в Письме ФНС №ЧД – 6- 09/439 «О госрегистрации в связи с ликвидацией юридических лиц». Отмена ликвидации уже запущена на уровне государственных органов, но не завершена записью в ЕГРЮЛ о ликвидации и предполагает определенную последовательность обязательных действий:

Шаг 1. Организация общего собрания, на котором большинством голосов в добровольном порядке принимается решение об отмене ликвидации. Особенности проведения этой процедуры зависят от формы собственности юридического лица и соответствующих ей правовых моментов в каждом конкретном случае.

Шаг 2. Подготовка пакета документов в ФНС, в который входят:

  • форма заявления Р14001, содержащая информацию о необходимости правок в Едином Госреестре;
  • форма уведомления Р15001 с информацией об отмене ликвидации юридического лица;
  • протокол собрания, в котором озвучено решение об отмене ликвидации; по аналогии – решение единственного участника (например, ООО).

Документы следует заверить нотариально.

Шаг 3. Передача документов в ИФНС лично, через представителя либо по почте. Возможна и передача по сети Интернет с использованием цифровой подписи. Заявителю вручается расписка о приеме. Обращаться следует в ту же инспекцию, которая занимается ликвидацией юрлица.

Кстати говоря! Документы в ФНС готовятся в течение трех суток. С момента их принятия в течение пяти дней будет принято решение об отмене ликвидации.

Факт отмены ликвидации отражается в форме Р50007, которая передается организации по завершении процедуры рассмотрения пакета представленных юридическим лицом документов. Лист вручается лично или может быть передан по почте и другими способами, предусмотренными законом.

Налоговая служба самостоятельно информирует статистическую службу ПФР, ФСС, о том, что ликвидация юридического лица отменена.

Важно! Заявителем при отмене ликвидации является руководитель юридического лица. Ликвидационная комиссия и ее ответственные лица к этому моменту утрачивают свои полномочия.

Содержание решения об отмене ликвидации

Обязательной формы протокола собрания с соответствующим решением или решения единственного участника об отмене ликвидации законом не предусмотрено. Такой документ должен учитывать организационно-правовую форму юридического лица, локальные, регулирующие его работу, нормативные акты, положения его учредительных документов. В противном случае на этапе нотариальной работы с пакетом после оплаты соответствующих услуг могут выявиться несоответствия, приводящие к потере времени и денег.

Следует соблюсти обязательные реквизиты: указать дату, место проведения собрания, номер протокола, участников собрания, наличие кворума, повестку, характер решения. Формальным требованием является и указание причины, по которой ликвидация была отменена. Указывается и назначенный новый руководитель юридического лица. Все участники ставят под протоколом свои подписи.

Персонал и трудовые отношения

Процедура ликвидации юридического лица предполагает увольнение всех работающих граждан, с которыми ранее были заключены трудовые договора. В связи с отменой процедуры сотрудник может потребовать своего восстановления на рабочем месте. Согласно ст. 392 ТК РФ он имеет право обратиться в суд в течение месяца с момента получения на руки документов, фиксирующих увольнение: копии приказа или трудовой книжки в связи с нарушением своих прав. Более того, даже если это время истекло, но гражданин докажет, что произошло событие по уважительной причине, суд может восстановить срок, а также обязать юридическое лицо выплатить тому заработную плату за время вынужденного прогула.

Суд также может принять решение о восстановлении на рабочем месте гражданина в организации, ликвидация которой отменена. Судебные издержки по делам о трудовых спорах при этом гражданин не оплачивает (ст. 393 ТК РФ).

Внимание! Рекомендуется восстановить персонал на работе, чтобы избежать проблем с нарушением ТК РФ и дополнительных расходов.

Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Для принятия решения о ликвидации юридического лица формируется специальная комиссия, наделенная особыми полномочиями.

Для принятия решения о ликвидации юридического лица формируется специальная комиссия, уполномоченная передать детали дела в судебный орган и инстанцию, которая регистрировала юридическое лицо. К письменному заявлению в эти органы, как правило, прилагаются учредительные документы ликвидируемого юридического лица. Единый государственный реестр юридических лиц вносит поправки в свои данные о том, что конкретная компания находится в процессе ликвидации.Процесс ликвидации юридического лица обычно занимает период времени от 2 до 6 месяцев.

На этот момент ликвидатор наделяется правами, обязанностями и ответственностью.

Порядок и сроки ликвидации юридического лица назначаются органом, который осуществлял его регистрацию и всеми учредителями ликвидируемого органа. Все документы, а также полномочия компании переходят в руки ликвидатора. Более того, в ходе судебного процесса, от лица юридического лица будет говорить и действовать ликвидационная комиссия.

Состав и назначение ликвидационной комиссии

Состав комиссии, а также ее полномочия и компетенция формируются двумя способами:

  • непосредственно акционерным обществом юридического лица;
  • судебной инстанцией.

В первом случае состав ликвидационной комиссии, сформированный по вопросу закрытия юридического лица, чаще всего выглядит следующим образом:

  • руководитель ликвидируемой компании (нередко назначается кто-либо из акционеров компании, чтобы делами по расформированию предприятия занимался человек, изнутри знающий его работу);
  • акционерное общество закрываемого предприятия (в состав комиссии могут входить только некоторые его члены);
  • главный бухгалтер (его заместитель, если таковая должность имеется);
  • юридических штаб компании или главный юрист.

При тех обстоятельствах, когда состав комиссии, ее полномочия и компетенция назначаются членами судебного органа, список лиц, принимающих решение о реорганизации может быть изменен. Более того, большую ее часть будут составлять именно члены судебной инстанции.

И в том и в другом случае ликвидационная комиссия становится единоличным исполнительным органом до тех пор, пока дело о ликвидации юридического лица не будет удовлетворено.

Состав ликвидационной комиссии, независимо от того, каким из способов она была назначена, состоит из руководителя комиссии (им может быть руководитель ликвидируемого предприятия) и ее председателей.

Обязанности лиц, принимающих решение о ликвидации юридического лица

После того, как был принят и утвержден документ о том, что юридическое лицо полежит ликвидации, а также назначены ее сроки, единоличное управление расформировывающейся компанией принадлежит ликвидационной комиссии.

Сразу стоит отметить, что подписывать каике-либо признанные бумаги и документы, связанные с ликвидацией юридического лица, может только руководитель комиссии. Все остальные члены такими правами не обладают, но имеют права голоса и могут оказать существенное влияние на процесс расформирования компании.

Обязанности лиц, принимающих решение о ликвидации юридического лица:

  • Распространение информации о ликвидации юридического лица в официальной печати.
  • Выявление кредитора или нескольких кредитных компаний с целью получения всей информации, касающейся дебиторской задолженности юридического лица или органа.
  • Своевременное информирование кредитора о том, в течение какого периода времени предприятие будет ликвидировано и престанет существовать. Кредитор также должен быть уведомлен о составе и членах ликвидационной комиссии, а также о многих других тонкостях ведения дела в отношении той или иной компании.
  • Составление промежуточного баланса юридического лица непосредственно после того, как был подписан и утвержден документ о закрытие юридического лица. После составления комиссией ликвидационного баланса, он должен быть согласован с регистрационными органами и инстанцией, которая выступала инициатором закрытия предприятия.
  • Ликвидационная комиссия имеет одну из главных целей – удовлетворение финансовых интересов кредитора. В том случае, если юридическое лицо не располагает средствами, которых было бы достаточно для того, чтобы погасить кредитную задолженность, комиссия уполномочена продать имущество, находящееся в собственности реорганизованного предприятия.
  • После того, как финансовые интересы и требования кредитора удовлетворяются, ликвидационная комиссия принимает решение о составлении окончательного баланса юридического лица. Он также должен быть подписан и утвержден регистрационным органом.
  • В том случае, если интересы и требования кредитора удовлетворены и в собственности юридического лица осталось какое-либо движимое или недвижимое имущество, то комиссия уполномочена передать его в собственность учредителям в соответствии с их долей акции компании.
  • Комиссия обязана снять ликвидируемое предприятие с учета во внебюджетных фондах и налоговой организации. Соответственно, вопрос об истории компании, как о налогоплательщике, а также погашении задолженности, если таковая имеется, также ложится на плечи ликвидационной комиссии.
  • Проведении окончательных манипуляция по ликвидации, которые заканчиваются полными исчезновением компании.
Это интересно:  Признаки аффилированности юридических лиц

Данный перечень обязанностей и полномочий ликвидационной комиссии является обобщенным и может быть изменен при наличии особых обстоятельств. Требования к работе ликвидатора также могут быть изменены.

Ответственность комиссии при ликвидации юридического лица

Кроме того, что ликвидационная комиссия наделяется правами и полномочиями, у нее есть также ряд обязательств и ответственность, которые заключаются в следующем:

  • Она имеет обязательство в уведомлении судебного органа о том, что юридическое лицо имеет признаки банкротства в течение 10 дней после того, как они будут обнаружены и документально подтверждены. В противном случае, на лицо может быть наложена субсидиарная ответственность.
  • Комиссия может понести и уголовную ответственность в том случае, если она умышленно попыталась каким-либо образом скрыть или списать имущество ликвидируемого юридического лица.

Обстоятельства, которые могут повлечь за собой смену или частичную реорганизацию ликвидационной комиссии

Случаи, когда в ходе ликвидации юридического лица возникает необходимость расформирования или замены ликвидационной комиссии не редки. Данное решение может исходить из трех сторон:

  • решение судебного органа (если ликвидационная комиссия не справляется со своими служебными обязанностями);
  • решение (обоснованное) учредителем ликвидируемого предприятия;
  • решение председатель комиссии или сразу нескольких ее членов.

Рассмотрим случаи, которые могут повлечь за собой частично ли полную замену состава ликвидационной комиссии:

  • Ликвидационная комиссия халатно относится к своим обязанностям, не выполняет служебные обязательства и допускает ряд ошибок, которые влекут за собой тяжелые для компании последствия. В этом случае может быть созван совет учредителей юридического лица, который предает дело в судебный орган. Как правило, состав комиссии может быть изменен в течение одной-двух недель.
  • Если ликвидационная комиссия, или одни из ее членов хотят прекратить свою деятельность самостоятельно, то им достаточно составить соответствующее заявление и расторгнуть договор с юридическим лицом.
  • В том случае, если ликвидатор не выполняет свои действия в установленный срок, из-за чего долг закрываемого предприятия увеличиваете, суд может назначить новую комиссию в течение нескольких дней.

Решение о ликвидации юридического лица

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Д.А.Чушкин

Приложение. О ликвидации юридического лица

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 27 мая 2005 года N ЧД-6-09/439

1. Ликвидация юридического лица по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами

1.1. Пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2001* N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление N 439), при этом расписка в получении уведомления не оформляется.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «19.06.2002». — Примечание «КОДЕКС».

Нарушение вышеуказанного срока влечет привлечение учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

В случае представления Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, удостоверенного подписью неуполномоченного лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) не вносится, о чем уведомляется учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, представленного в регистрирующий (налоговый) орган, вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п.2 ст.20 Закона N 129-ФЗ).

В целях установления факта, находится ли в процессе ликвидации юридическое лицо, которое вносит изменения в учредительные документы, выступает учредителем вновь создаваемого юридического лица, или юридическое лицо возникает в результате его реорганизации, необходимо использовать сведения, содержащиеся в федеральном информационном ресурсе.

При этом, если юридическое лицо обращается в регистрирующий орган с целью совершения вышеупомянутых действий и факт принятия решения о ликвидации регистрирующим органом установлен, регистрирующий (налоговый) орган на основании подпункта «в» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Обращаем внимание, что с момента поступления в налоговые органы, территориальные отделения государственных внебюджетных фондов информации о принятии решения о ликвидации юридического лица в виде выписки из ЕГРЮЛ указанным выше органам целесообразно в пределах своей компетенции принимать меры по установлению размера задолженности и по ее принудительному взысканию.

1.2. Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В случае принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме N Р15002, утвержденной постановлением N 439, при этом расписка не оформляется.

На основании указанного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащая сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдаются (направляются) заявителю Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ.

Сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а именно: должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии», их Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в приложении «А» к форме N Р15002.

1.3. Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 ГК РФ помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, содержащую следующие данные:

полное наименование юридического лица;

место нахождения юридического лица;

наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;

порядок и сроки заявления требований кредиторами;

способ связи с ликвидационной комиссией.

В настоящее время во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» в целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, приказом МНС России от 20.09.2004 N САЭ-3-09/508 учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации», в котором, публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно статье 63 ГК РФ, кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися установленный срок.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

перечень предъявленных кредиторами требований;

результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса.

На основании вышеизложенного представляется, что промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен в простой письменной форме и утвержден учредителями (участниками).

После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрирующий орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 и промежуточный ликвидационный баланс. При этом оформление расписки в получении не требуется.

При представлении в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме N Р15003 регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

1.5. Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, утвержденной постановлением N 439;

ликвидационный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий (налоговый) орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, утвержденной постановлением N 439, представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной комиссией или ликвидатором.

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме N Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

В связи с этим при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса или заявления о ликвидации юридического лица рекомендуется руководствоваться сроками составления (утверждения) промежуточного ликвидационного баланса, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если юридическим лицом подано Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 22 Закона N 129-ФЗ (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган в целях недопущения нарушения вышеуказанной статьи принимает решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона (непредставление заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией).

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо отметить, что в заявлении по форме N Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

В случае представления в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе подтверждающих завершение всех расчетов с кредиторами (ликвидационный баланс), и при наличии в регистрирующем (налоговом) органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в т. ч. требований по обязательным платежам) либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 226 Закона N 127-ФЗ.

2. Ликвидация юридического лица на основании требования органа государственной власти

3. К вопросу об отмене принятого решения о ликвидации юридического лица

4. О ликвидации юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом)

4.1. На основании пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 указанного Кодекса вследствие, признания его несостоятельным (банкротом).

Это интересно:  Правопреемник юридического лица при ликвидации

В соответствии со статьей 124 Закона N 127-ФЗ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

При этом в соответствии с абзацем 14 статьи 2 Закона N 127-ФЗ конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

На основании вышеизложенного, принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица.

При поступлении решения об открытии конкурсного производства регистрирующий (налоговый) орган в пятидневный срок с момента его поступления осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации. При этом присваивается ГРН, распечатывается свидетельство, которое вместе с соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ направляется конкурсному управляющему.

С этого момента не допускаются регистрационные действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, за исключением государственной регистрации создания открытых акционерных обществ, учредителем которых является юридическое лицо, признанное судом несостоятельным (банкротом) и образуемых в связи с замещением активов юридического лица-банкрота в соответствии со статьей 141 Закона N 127-ФЗ.

4.2. Согласно статье 127 Закона N 127-ФЗ, при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона N 127-ФЗ, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 15.12.2004 N 29 арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о государственной регистрации в связи с ликвидацией должника в Единый государственный реестр юридических лиц.

В случае если в решении арбитражного суда о признании должника банкротом арбитражным судом утверждается кандидатура конкурсного управляющего, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомлений по формам N Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц две записи, а именно:

— запись о принятии решения о ликвидации юридического лица;

— запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Соответственно на основании внесенных записей в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсному управляющему выдаются (направляются) два свидетельства по форме N Р50003 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц).

При банкротстве юридического лица в случае назначения конкурсного управляющего сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вносятся на основании определения суда, направленного в регистрирующий орган, или уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (форма N Р15002), представленного конкурсным управляющим.

4.3. В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий (налоговый) орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Таким образом, не установлена обязанность представления заявления по форме N Р16001.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, при этом в графе «Заявитель» заполняется Ф.И.О. конкурсного управляющего, указанное в решении (определении) арбитражного суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Поступление в регистрирующий орган определения апелляционной инстанции арбитражного суда о принятии апелляционной жалобы к своему производству и назначении даты ее рассмотрения не является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и невнесением записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

На основании внесенной записи в ЕГРЮЛ конкурсному управляющему направляется свидетельство по форме N Р50001 и выписка из ЕГРЮЛ.

С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб.

5. О прекращении производства по делу о банкротстве

При вынесении определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.

На основании пункта 2 статьи 57 Закона N 127-ФЗ последствия прекращения производства по делу о банкротстве аналогичны последствиям принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом, а именно: прекращают действовать все ограничения, предусмотренные Законом N 127-ФЗ и являющиеся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Согласно статье 149 Закона N 127-ФЗ, в случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

На основании пункта 2 статьи 52 Закона N 127-ФЗ определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

Обращаем внимание, что в отношении юридических лиц, указанных в определении о прекращении производства по делу о банкротстве, не применяются положения, предусмотренные статьей 20 Закона N 129-ФЗ.

6. О признании судом записи о создании юридического лица недействительной

6*. Иные способы прекращения юридических лиц

* Нумерация дана в соответствии с оригиналом.

В соответствии со статьями 57, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо прекращается (прекращает деятельность) в связи с ликвидацией либо реорганизацией юридического лица.

Вместе с тем отдельные законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») предусматривают иные способы прекращения деятельности юридических лиц, отличные от ликвидации или реорганизации.

6.1. Один из случаев прекращения юридических лиц способом, отличным от ликвидации или реорганизации, предусмотрен статьей 27 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»: с переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан.

Другой случай прекращения юридического лица предусмотрен статьей 3 Закона N 29-ФЗ. Согласно вышеуказанной статье, в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

При внесении имущества организации федерального железнодорожного транспорта в качестве вклада в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта — орган федерального железнодорожного транспорта прекращается.

Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, является решение о государственной регистрации/принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или иным уполномоченным органом исполнительной власти, принявшим решение об условиях приватизации:

— заявление о внесении в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса или внесением его имущественного комплекса в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества по форме N Р16002;

— решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

— копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс указанного унитарного предприятия к покупателю.

Приказом МНС России от 03.02.2004 N БГ-3-09/70 «Об утверждении Методических разъяснений о порядке внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставной капитал ОАО «Российские железные дороги», а также о порядке снятия указанных юридических лиц с учета в налоговых органах» внесение записи о прекращении деятельности организаций федерального железнодорожного транспорта осуществляется на основании заявления по форме N Р16002 и копии документа о государственной регистрации перехода права собственности.

Порядок заполнения формы N Р16002 утвержден приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/16 «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения».

При получении регистрирующим органом документов, необходимых для государственной регистрации прекращения организаций федерального железнодорожного транспорта, необходимо руководствоваться следующим.

Государственная регистрация прекращения организаций федерального железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ осуществляется по месту нахождения указанных юридических лиц на основании заявления по форме N Р16002, копии документа, подтверждающей государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс организации федерального железнодорожного транспорта к ОАО «РЖД». Таким документом признается свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на имущественный комплекс организации федерального железнодорожного транспорта.

В случае, если место жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства и место нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства, приводящего свой правовой статус в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, находятся на территориях, подведомственных разным регистрирующим (налоговым) органам, то лист В Заявления по форме N Р27002 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, направляется по каналам связи с применением средств защиты информации (далее — каналы связи) в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства для внесения записи о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в ЕГРЮЛ. Одновременно в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства направляется с сопроводительным письмом копия Заявления по форме N Р27002.

Регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства оперативно уведомляет (используя факс либо защищенные каналы связи) регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) о получении указанных сведений.

В связи с направлением указанных Методических рекомендаций Федеральная налоговая служба сообщает об утрате силы следующих Методических рекомендаций, направленных письмами МНС России от:

25.07.2002 N ММ-6-09/1093 «К вопросу о действиях регистрирующих органов по пункту 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ либо при наличии решения (определения) арбитражного суда, запрещающих совершение регистрационных действий»;

05.08.2002 N ММ-6-09/1178 «К вопросу об отдельных аспектах государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации реорганизации или ликвидации юридического лица, созданного до 1 июля 2002 года» (часть 3);

22.08.2002 МММ-6-09/1278 «К вопросу об отдельных аспектах порядка государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств»;

02.09.2002 N ММ-6-09/1347 «К вопросу о некоторых аспектах государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства»;

13.11.2002 N ММ-6-09/1734 «К вопросу об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства»;

03.04.2003 N ММ-6-09/392 «К вопросу о некоторых аспектах государственной регистрации юридического лица при ликвидации»;

29.09.2003 N ММ-6-09/1007 «К вопросу о рассмотрении регистрирующими (налоговыми) органами жалоб, касающихся нарушения прав учредителей (участников), постоянно действующих исполнительных лиц юридического лица, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записей о государственной регистрации юридического лица, а также о действиях регистрирующих (налоговых) органов в случае признания судом записи о государственной регистрации юридического лица при создании недействительной, при принятии судом решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, при принятии органом юстиции решения об исключении записи о создании политической партии из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О политических партиях» (часть II);

Текст документа сверен по:
«Нормативные акты для бухгалтера»,
N 13, 28 июня 2005 года

Статья написана по материалам сайтов: assistentus.ru, advokat-malov.ru, docs.cntd.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector